ПОИСК:

Статьи


Православие - наша мораль и духовная обитель

Духовность всегда была присуща и необходима нашему обществу куда больше, нежели финансовая или материальна поддержка. В условиях тягот, невзгод и исторических испытаний, нередко выпадавших на долю наших предков, их дух постоянно укрепляла и вдохновляла великая православная вера.

Именно возвеличивая Православие, правители киевские: княгиня Ольга, князья Владимир Великий, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, укрепили мировую и европейскую державу Киевскую Русь. Наша материальная и военная мощь базировалась на высоких духовных достижениях: расцвете древнеславянской письменности, единстве церковного и светского образования, взлете архитектуры православных храмовых комплексов (Софии, Лавры) и градостроительства, науки, искусства и ремесел.

Память народа не только сберегла генетическую духовную связь поколений, но и доблестно, упорно, шаг за шагом, отстаивала и возрождала православные традиции Киевской Руси в тяжкой борьбе и постоянном соперничестве с татарами и поляками, тевтонцами и литовцами. Все это было осенено именем Бога и Православной Церкви - надежного духовного пастыря наших предков.

Вполне закономерным итогом стало духовное возрождение государства в годы правления гетьмана Петра Сагайдачного, продолжателя святого дела киевского митрополита Петра Могилы, чрезвычайно много сделавшего ради упрочения православной веры и церкви. Без преувеличения, именно эти великие духовные и государственные мужи украинского народа одухотворили и подготовили, казалось, тогда неожиданный для многих яркий взлет всенародного духа и политического возрождения украинской государственности под предводительством Богдана Хмельницкого.

Без сомнения, только глубоко одухотворенная политика оказалась дееспособной и действительно возродила украинскую государственность.

К сожалению, в дальнейшем взаимоотношения Православной Церкви и государственных структур становились все более далекими от духа автономного равноправного партнерства. Сложнейшая политическая ситуация вокруг Украины второй половины ХVII века предопределила переход в 1686 году Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Подчиненность и жесткое протежирование Православия со стороны властного российского абсолютизма, особенно в период существования Святейшего Синода, учрежденного Петром I в 1721 году, хронически ослабляли прежде достигнутый уровень авторитета Православия как защитника народа, духовной обители для гонимых и обездоленных.

И все же, следует обязательно отметить значительное положительное воздействие украинского Православия в лице выпускников Киево-Могилянской Академии на весь процесс культурно-духовного развития славянского мира, в первую очередь России. Так, в 1701-1764 гг. почти все ректоры и префекты, большинство профессуры московской Славяно-греко-латинской академии были выходцами из Украины. Среди них такие светила, как Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Дмитрий Туптало, Стефан Яворский. Такое же положение сложилось в духовных заведениях и епархиях Московского патриархата, большинство которых возглавляли воспитанники Киево-Могилянской Академии.

Относительная общественная стабильность в условиях Российской империи ХIХ - начала ХХ вв. ограждала Православную Церковь от многих острых жизненных проблем, что явно пошло не на пользу Православию, как олицетворению свободолюбивого славянского духа. Священнослужители и церковные структуры замкнулись в кругу внутрицерковных дел, теряя роль духовного авторитета и пастыря.

Революционные события 1917 года встряхнули церковь. В Украине появились три церковных течения - автономисты, автокефалисты и обновленцы, борьба между которыми завершилась в пользу укрепления позиции Украинской Православной Церкви, имеющей с 1918 года автономию, но сохранившую каноничное единство с Русской Православной Церковью. Советская власть не только не считалась с мнением православного клира и верующих, но и периодически проводила акции массового гонения на религию и ее служителей, разрушала храмовые и культовые сооружения. И все-таки, в час лихих испытаний Великой Отечественной войны коммунисты не смогли обойтись без поддержки церкви и, получив ее сполна, заметно повысили боевой дух красноармейцев и тружеников тыла.

Качественные изменения в украинском Православии наступили с обретением Украиной независимости, когда Украинская Православная Церковь получила статус «независимой и самостоятельной в своем управлении», но канонично единой с Русской Православной Церковью и Вселенским Православием.

В процессе обретения Украиной независимости и освобождения Православия из-под опеки официальных властей, сразу начался рост неподдельного живого интереса людей к религии, к истории Православия, его животворящим истокам и первоосновам.

Основными предпосылками, усиливающими роль и значение религиозного, прежде всего, православного фактора в Украине, на мой взгляд, будут следующие: довольно большая численность верующих и симпатизирующих церкви граждан, их активно растущее включение в различные процессы общественной жизни, и невиданный никогда ранее, увы, растущий изо дня в день громаднейший дефецит авторитета власти. Такое весьма зыбкое состояние жизненно важных общественных институтов и структур неизбежно направляет устремления и помыслы миллионов людей к тому, что в их понимании воспринимается как весьма стабильное и надежное на протяжении многих веков - религия.

Консерватизм Православной Церкви - надежный барьер против антигуманности, античеловечности мирового прогресса, целого ряда негативных проявлений межчеловеческих взаимоотношений современной цивилизации. Хотя общественные реформы всегда необходимы, но главным мерилом их целесообразности и человечности обязательно должна быть забота о сохранении и преумножении великих исторических духовных устоев нашего народа, славянского мира в целом.

Однако в нынешний период формирования украинского государства, на его труднейшем переломном этапе, наше Православие переживает духовный и организационный раскол, постоянно усугубляемый межклановой борьбой властных и политических структур. Создается впечатление, что ныне правящая элита в своем подавляющем большинстве вдруг совсем забыла о святых православных заповедях: не укради, не насилуй, не убий, люби ближнего своего, совершенствуй дух свой более, нежели тело. Верхушка исполнительной власти, продолжая следовать далеко не самым лучшим традициям во взаимоотношениях с Православной Церковью, делает ставку на форсирование создания Украинской Православной национальной (поместной) церкви в лице УПЦ Киевского Патриархата, возглавляемой Филаретом.

В этих условиях народным депутатам Украины и лидерам политических партий следует проявить максимум взвешенности, политического чутья и здорового консерватизма. Именно такой подход позволит правильно оценить реально сложившееся положение дел в украинском Православии и без поспешности и администрирования твердо взять курс на поддержку наиболее влиятельных церковных сил и православных громад в Украине, которые примерно равно представлены во всех регионах страны. Самой влиятельной среди традиционных церквей является, безусловно, каноническая Украинская Православная Церковь, располагающая многочисленными квалифицированными кадрами и возможностями для влияния на миллионы граждан Украины.

Путь к образованию независимой Украинской Православной Церкви не может лежать через разрыв со Вселенским Православием. Замыкание церкви в территориально-национальных рамках украинского государства существенно сузит ее связи и возможности для духовного взаимодействия со всем славянским миром. В условиях растущих дезинтеграционных тенденций последних лет УПЦ остается практически последней и единственно крупной общественно-значимой силой, способной сохранить духовное единство славян, за которым последует так ожидаемое всеми нами экономическое возрождение.

Жесткая позиция государственных органов, решивших уже на данном этапе поддержать форсирование усилий УПЦ-КП по образованию поместной национальной церкви в Украине, весьма опасна в плане сохранения не весьма прочного единства украинских земель, прежде всего Запада и Востока Украины, а также Крыма, как ее неотъемлемой части. Таким образом, сохранение единой православной институции в лице УПЦ объективно служит важнейшим условием национальной безопасности Украины.

Следовательно, наиболее приемлемый выход в самосовершенствовании существующего канонического Православия - в его решимости и смелости стать по-настоящему независимым от светской власти, что позволит преодолевать присущую ему со времен Византии гражданскую пассивность и ожидание постоянной поддержки со стороны государственных структур.

Православная религия - это форма социального добродействия. При этом значение культовой формы деятельности - обряды, ритуалы, церемонии - тесно связано с украинскими семейно-бытовыми и национальными традициями. Оно признается большинством верующих и имеет немалое воспитательное значение. При этом следовало бы, не боясь, идти по пути упрощения православных обрядов, делая их доступными, в первую очередь, для молодежи и тех мирян, которые не являются глубоко верующими.

В многонациональной Украине объединяющая сила Православия небывало возрастет при одном непременном условии: подходить ко всем народам, проживающим в украинском государстве, как к единой сформировавшейся территориально-экономической нации. Это позволит избегать многих острейших проблем, в том числе этнических, национальных и языковых, даст реальную основу для их безболезненного разрешения в недалеком будущем.

Украинская руководящая элита и государство только выиграют, если эффективно задействуют огромный положительный исторический опыт, который накоплен и обобщен нашей Православной Церковью в течение многовековой борьбы украинского народа за свою свободу, независимость и благосостояние. Очень важным сегодня могло бы стать привлечение представителей украинского православия к процессам обучения, подготовки и переподготовки кадров госслужащих различного уровня и профиля - юристов, историков, философов, лингвистов, управленцев всех сфер. Ведь именно в периоды общественных раздоров церкви верят больше, чем кому-либо из руководящих структур власти.

Хотя церковь и отделена от государства как общественный институт, но сами верующие не должны быть отделены от своего государства, а наоборот, всемерно опекаться им. С этой целью одним из важнейших сторон возможной духовной опеки государства по отношению к своим гражданам - верующим и неверующим - могут служить средства массовой информации, где предоставлялись бы более широкие возможности православным пастырям направлять свой народ. Ведь непозволительно и опасно для всего славянского мира безоглядно (по принципу: платишь - выступаешь) давать такие широкие возможности для неправославных проповедников, только потому, что у них сегодня есть большие деньги.

Православной Церкви давно пора разрабатывать и активно внедрять в обществе программы социального служения и благодеяния: самые различные гуманитарные акции (милосердия, патронажа бездомных и безработных), инициировать или поддерживать значимые деяния по защите экологии, сохранению ценнейшего культурного наследия нашего народа - великих национальных святынь.

Важным аспектом духовного обогащения личности, думается, стало бы систематическое изучение в учебных заведениях религиозных процессов с целью более глубокого понимания современным обществом основ и значения деятельности православных конфессий. Это позволило бы своевременно отслеживать две важные тенденции в религиозном мировоззрении, влияющие на уровень и направления развития украинской национальной культуры и духовности. С одной стороны, необходимо всемерное укрепление веры наших предков - Православия, с другой - нужен постоянный поиск новых духовно-нравственных ценностей, не отрицающих православные корни славянского мировосприятия.

Упрочение позиций мирского авторитета УПЦ, и даже само ее сохранение, невозможно без существенной модернизации, прежде всего в процессах активного морально-этического воздействия на властные структуры всех уровней. Одним из важнейших, повседневных каналов взаимодействия священнослужителей должна стать повседневная, всесторонняя работа по налаживанию контактов с народными депутатами, которые вольно или невольно, в той или иной мере отражают интересы и чаяния, беды и горести наших сограждан, большинство из которых считают себя православными христианами.

Украинская Православная Церковь призвана неустанно утверждать перспективу развития человечества в совершенствовании его культуры как ценности, основанной на глубокой духовности. Ведь людской эгоизм затрудняет собственное развитие и совершенствование других людей и народов. Человеческие ненасытность и самоудовлетворение, эти основные двигатели современной цивилизации, могут привести род людской к самоуничтожению, если не стремиться, прежде всего, к духовному возрождению народа. В этом плане социальная роль Православия заключена в формировании единства душ, помыслов и устремлений христиан-единомышленников.

Н.Ф. Песоцкий

июль, 1999 г.





13.08.2018
Кем быть?
24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система