ПОИСК:

Статьи


Украденная страна. Утрачивая одну за другой возможности своего развития, Украина приближается к катастрофе

Посвящаю тем, кто решил остаться жить в Украине и не потерял мужества бороться за страну и себя

Любое государство будет иметь перспективы лишь в том случае, если оно сможет найти свое индивидуальное место в мировом сообществе и четко определить свой собственный политический и экономический курс. В свою очередь, это возможно только тогда, когда граждане страны будут знать ее историю, помнить о своем происхождении и ясно представлять, каким путем они идут сегодня и какого будущего для себя хотят.

О том, кто такие украинцы

Украина как молодое государство образовалось во многом благодаря цепи множества внешних случайностей. Однако ее истории, предшествовавшей памятному 1991 году, хватило бы на добрый десяток держав.

Можно сказать, что исторический фундамент Украины закладывался славянскими племенами, Русским и Киевским каганатами. Однако настоящей колыбелью современной Украины стала Киевская Русь. Мы настолько привыкли к этому утверждению еще со школьных времен, что перестали осознавать поистине глубинное значение этого факта. А ведь мы – прямые наследники Киевской Руси, одного из древнейших и могущественнейших государств своего времени. Образовали его совершенно разные народы – русы и славяне. Позже русы были славянизированы.

Именно на территории нынешней Украины развивались науки, торговля, архитектура, живопись в то время, когда о формировании многих и многих ныне существующих держав еще и речь не шла. Киевская Русь сдерживала натиск на Европу степных завоевателей, на ней были «завязаны» геополитические интересы ближних и дальних соседей, с учетом мнения Киева строилась их дипломатия. Киевские князья и княгини были монархами во многих странах Европы. Не много найдется народов, чьи корни настолько глубоки. И это должно стать не просто предметом нашей гордости, но и частью современной внутренней и внешней политики. Ведь, в конце концов, нынешняя Европа состоялась и благодаря тому, что многие столетия «подпитывалась» достижениями Киевской Руси, поднимаясь до ее политических, экономических, правовых и духовных стандартов.

Киевская Русь была мировым центром науки и культуры

Что касается происхождения имени «Украина», то оно возникло вне пределов нашей страны. Польские захватчики, подчеркивая «второстепенное» значение украинской территории и не давая ей даже теоретического права на самостоятельность, именовали ее просто «окраиной» Речи Посполитой. Так пытались вытравить саму историю, убрать навсегда ранее утвердившееся название «Русь», заставить забыть имена «русич», «русин» и «руска». Однако долго употребляемое в польском обществе слово «окраина» у нас так и не прижилось, так как не имело содержания, близкого населению, и лишь отображало пренебрежительное отношение к нам Речи Посполитой. Вообще, не удивительно, что многое, привносимое поляками, воспринималось негативно, так как шляхта представляла, фактически, класс рабовладельцев, а коренное население украинских земель должно было довольствоваться ролью рабов.

В период вхождения Украины в состав Литовского и Российского государств «окраину» стали именовать Малороссией. Именно это название и успело закрепиться. Даже в не таком уж далеком прошлом, накануне 1917 года, соседи называли жителей Украины малороссами. Слово «украинец» не употреблялось. И это не смотря на то, что языковые различия между «Малой» и «Большой» Россией уже давно сформировались.

Несомненно, мощный (и основной) толчок возникновению Украины как государства дали февральская и октябрьская революции 1917 года. Революционные события в России привели к невиданному террору, голоду и хаосу на громадных территориях.

Сибирь. Енисейская губерния. Трупы замученных жертв большевистского террора

Многие граждане бывшей Российской империи вынуждены были спасаться в Украине, где на то время сохранялось относительное спокойствие. И все же слишком сильным оставалось ощущение надвигающейся беды. Мысль о том, что можно разделяться по национальному признаку, в той ситуации отошла на задний план. У миллионов людей, проживающих на территории Украины, возникло естественное желание защититься от «красной» угрозы независимостью. Едиными в этом порыве оказались и представители разных социальных слоев – крестьяне, ремесленники, дворяне, буржуазия и прибывшие беженцы из разных регионов России. Необходимо отметить, что в 1917-1918 годах в появлении независимой Украины была заинтересована в большей степени не Украина, каким бы парадоксальным это кому-то не казалось, а Германия и Австро-Венгрия. Это объяснялось, с одной стороны, стремлением ослабить позиции России, а, с другой, за счет Украины улучшить продовольственное положение этих стран. Так в 1917-м родились Украина и украинцы. Впрочем, самостоятельность оказалась непрочной и недолговечной. Защитить ее не смогли. Показательно, например, что более половины армии Деникина составляли выходцы из Украины, не воспринимавшие отделения своих земель от России. Да и киевляне не были сплочены желанием героически оборонять свой город от частей Белой Армии.

«Второе пришествие» независимости связано с событиями 1990-1991 годов в Москве. Украинская партийно-хозяйственная номенклатура почувствовала, что может оказаться «за бортом», и не пожелала разделить участь российских коллег по КПСС. В этот момент коммунисты дружно примкнули к националистам и провозгласили независимость, сохранив тем самым на какое-то время свою властную верхушку.

Бесспорно, в 1991 году Украина не получила бы независимости без прямого участия Компартии. Как не обрела бы ее и без предшествовавших событий прошлого столетия. Таких, как гражданская война, голод 1919-1923, 1932-1933 и 1947 годов, сталинские репрессии, массовое насильственное выселение с территории Украины в Сибирь украинцев, русских, представителей других национальностей. С одной стороны, эти потрясения стали трагедией украинского народа. С другой, они заставляли властную элиту думать о спасении от «непредсказуемого Советского Союза».

В 1991-м украинская верхушка не хотела пассивно ждать своей гибели, повторяя судьбу московских коллег. Выход она видела в отделении, в обретении независимости. Массовки, проводимые как коммунистами, так и националистами, изображали стремление граждан к независимости. Нельзя отрицать, что эта идея находила определенную поддержку в народе. Но нельзя также не признать, что отрыв от привычного СССР стал для миллионов людей аналогом «великого погрома». Характерная особенность Украины заключается в том, что наше независимое государство в 1991 году родилось без всплеска и обострения национально-освободительной борьбы. Надо сказать правду: в предоставлении Украине независимости был заинтересован Б.Ельцин и его окружение. Им необходимо было избавиться от своих вечных конкурентов – украинцев в Кремле.

Возвращаясь к вопросу об исторических именах, хочу заметить, что логичнее было бы называть наше государство Русью  (вспомним снова Киевскую Русь). Но в начале прошлого века выдающийся политик и историк М.Грушевский, признавая нас наследниками Киевской Руси, все же предпочел название «Украина». Что касается событий 22-летней давности, то тогда украинским верхам было попросту не до исторических изысканий, и на наше древнее происхождение никто не обратил внимания.

Сегодня у меня, коренного украинца, нет возражений ни против независимости нашего государства, ни против имени «Украина». Но признать современное положение вещей – не значит забыть свою историю. О своем происхождении мы обязаны помнить, ведь задача заключается не в том, чтобы переписывать историю из конъюнктурных соображений, а чтобы ее знать. Не будем забывать, что на территории нашего молодого государства живут потомки древнего народа, которому более полутора тысяч лет. И представляют сегодня этот народ люди, сами себя называющие украинцами и русскими.

Об Украине на карте Евразии

Украина окончательно сформировалась в своих нынешних пределах в результате административной воли И.Сталина и Н.Хрущева. В условиях существования «единого и неделимого» Советского Союза можно было и в другом месте провести границы Украины. Скажем, включив в ее состав Белгородскую, Орловскую, Воронежскую области. Или Краснодарский край и часть Ростовской области. А можно было вспомнить и о заслугах украинцев в освоении, скажем, Приморского  края? Похоже, тогдашние вожди не видели в этом особой опасности, ведь срабатывала логика: «Страна все равно одна, общая». Наверное, никого бы не удивило, если бы товарищи Сталин и Хрущев выступили также с идеей включить в состав Украины часть польской территории, на которой проживали украинцы. Мало кто из историков обращает внимание на то, кто же заложил основы нашей независимости, дал импульс рождению украинской элиты. Но это произошло помимо воли тех, кто создал такие условия. Ленин и Сталин невольно закладывали предпосылки возникновения суверенной Украины. Без их национальной политики наша страна не состоялась бы к этому времени как суверенное государство.

Сложилось так, как сложилось. И Украина, получив независимость, поступила разумно, ни к кому не предъявляя территориальных претензий. Что касается мнения соседей… На востоке Украина имеет протяженную границу с Россией. И в Российской Федерации, кстати, находятся как политики, так и обыватели, которые убеждены: граница установлена произвольно, а, скажем, Сумская, Харьковская, Луганская, Донецкая, Запорожская, Херсонская, Днепропетровская, Николаевская, Одесская области, АРК Крым и город Севастополь – это «исконно русские территории». Тогда возникает закономерный вопрос: «А почему не исконно украинские?». Ведь и русские, и украинцы «выросли» из Киевской Руси. Они – и те, и другие – наследники государства, от которого отлучить нас уже невозможно. Значит, и те, и другие, а не только русские, имеют право наследовать земли Крыма, осваиваемые в свое время князьями Киевской Руси, не так ли? По большому счету, они их и унаследовали, проживая сегодня на полуострове рядом, как представители народа Украины. Особенностью межнациональных отношений в Украине является то, что здесь проживает две титульные нации: украинцы и русские. Делить проживающих на нашей земле, разбираясь, «кому что принадлежит»,– это просто абсурд.

На севере мы имеем границы с Беларусью. Здесь, к счастью, ни односторонних, ни взаимных территориальных претензий нет ни на уровне политиков, ни на уровне граждан.

Иное дело – Польша. Исторических претензий к Украине у нее много. Первая, территориальная, существует много веков и возникла в результате предыдущей польской экспансии на Восток. В сознании поляков укоренилась мысль, что им по праву принадлежит половина Украины. Морально Польша уже начала осваивать западные области нашей страны. При этом надо отметить, что формализованных территориальных претензий к Украине нет, а вот «особое мнение» некоторых польских политиков и должностных лиц – есть.

Более 600 лет Польша пытается продвигать на восток католицизм. Проявляется это стремление и сегодня. Есть и конкретный результат: католики и униаты уже дошли до Днепра и даже «перешагнули» через него.

Польша активно формирует в Украине пропольские фонды и общественные организации, оказывает влияние на многие политические партии. При посредничестве Л.Кучмы в дни «оранжевой революции» польские политики проявляли к Украине «участие» с вмешательством во внутренние дела. Президенты Польши Л.Валенса и А.Квасьневский выступали на многочисленных митингах и учили нас «демократии».

Польша – единственная страна в мире, публично называемая куратором Украины от США, НАТО и Европейского Союза (своей политикой поддержал этот статус все тот же Л.Кучма). Интересно, как бы отреагировала Польша, если бы Украина вдруг назвалась ее куратором, например, от СНГ? «Забота» Польши об Украине продиктована желанием ее политиков поглотить нас после вступления в Евросоюз и образовать «Великую Польшу» в пределах всей территории как самой Польши, так и Украины.

Взаимных претензий не имеют Словакия и Украина.

Венгрия неформально претендует на Закарпатскую область. Здесь активно развиваются провенгерские общественные организации и партии, а официальные государственные деятели Венгрии поддерживают с ними прямые связи. Населению этой части Украины навязывается мысль о том, что их территория на самом деле – венгерская. В области активно внедряется католицизм, население стараются убедить, что славяне Закарпатья будут жить в Венгрии хорошо.

Претензии Румынии распространяются на всю Черновицкую область, где сегодня расположено множество общественных организаций и фондов прорумынского толка. Ежегодно тысячи румын и молдаван из Украины получают приглашения на учебу в соседнюю страну. Обучение – бесплатное, каждому студенту предоставляется общежитие и стипендия. Так укрепляется «румынский дух» на территории нашей страны.

Официальная Румыния делает все для того, чтобы жители этого украинского региона могли практически беспрепятственно получать румынские паспорта. По некоторым данным, обладателей такого документа среди нас уже около 400 тысяч, хотя двойное гражданство в Украине запрещено на законодательном уровне.

Румынские власти говорят и о необходимости пересмотра рубежей на Дунае. На практике они уже изменили границы в районе острова Змеиный, передвинув их в свою пользу при помощи Европейского суда. Так без всякого военного вмешательства наши соседи прирастили свои территории на воде за счет Украины. Сегодня они хотели бы видеть «Великую Румынию» с границами на реке Буг и с включением Одессы в свой состав.

Еще одна возможная «проблемная» территория Украины – Крым. Относительно этого полуострова образовались неформальные претензии у Турции. О некоторых настроениях России по отношению к Крыму мы уже сказали.

Вольно или невольно Польша, Венгрия, Румыния, Турция (Россия – в лице отдельных политиков) своими действиями дают понять, что Украина, якобы, не имеет права на многие нынешние территории.

Украина – самая большая страна, полностью расположенная на территории Европы (общая площадь – 603,7 тыс. км², или 5,7% Европы)

Речь не идет сейчас о том, что какая-то из перечисленных ситуаций обязательно перерастет в международный конфликт. Этого может и не случиться. Но мы почувствуем себя сильнее и увереннее (и наши соседи будут с этим считаться!), если общепризнанной целью в украинском обществе станет укрепление унитарного государства, законодательно огражденного от угроз воинствующего федерализма и сепаратизма. В связи с этим следует сказать и о необходимости возрождения Вооруженных Сил Украины, о придании им боеспособного состояния. Армия до настоящего времени целенаправленно разваливалась и уничтожалась правителями Украины. Одна из причин в том, что они небезосновательно видели в ней реальную силу, которая могла отстранить их от управления страной, пресечь политическое предательство. Но ситуативные действия правителей и целенаправленное строительство государства – явления совершенно разные. Политики приходят и уходят, а народу, если он вообще хочет иметь будущее, необходима могущественная неделимая Украина – страна, которую уважают в Европе и во всем мире. Всякое политическое движение в Украине, провозгласившее борьбу за федерализацию страны (даже в остальном – прогрессивное) потерпит поражение. Идею федерализма не поддержит население как Востока, так и Запада Украины. И это – одно из проявлений ментальности украинцев и русских, населяющих страну.

Реально в Украине идеи федерализма поддерживает какая-то тысяча человек. Это управленцы из состава региональных «элит», которые уж очень хотят управлять «без строгих указаний из Киева». Заметим, что такого варианта боится средний и малый бизнес, так как его представители небезосновательно полагают, что попадут под еще более тяжелый гнет местных «правителей».

Что может ожидать Украину, ныне унитарное государство, в составе Евросоюза? Вполне вероятно, что наша страна начнет терять свои земли под разными предлогами с учетом претензий Польши, Венгрии, Румынии. Вспомним сегодня о территории у острова Змеиный…

О политических целях соседей

Наверное, никто не станет отрицать, что Россия заинтересована в крепких деловых отношениях с Украиной. Это объясняется и столетиями общей истории, и объективной необходимостью установления таких экономических связей, которые на современном этапе уже сами по себе предполагают укрепление взаимовыгодного союза с Украиной. От сотрудничества с нашей страной Россия отказаться не сможет. Этот тезис подтверждает и общественное мнение как в Российской Федерации, так и в Украине. Русские и украинцы в России просто не представляют Украину вне союза с РФ в какой-либо из форм такого союза. И если даже предположить, что Украину постигнет территориальный раскол, Россия, несомненно, постарается если и не установить прямой протекторат над ее восточными и южными областями, то найдет способ серьезно влиять на экономические и политические процессы. Одновременно следует также признать, что россияне практически не задумываются о значительном украинском влиянии на Россию, предпочитая оценивать свою страну как традиционно более сильного и влиятельного участника геополитических процессов.

Наверное, стоит заметить, что в данный момент эффективность российского влияния в Украине значительно снижена из-за парализующего действия проамериканского и проевропейского лобби как в Москве, так и в Киеве. При этом никто не может аргументировано доказать, что дружественные отношения России и Украины – явление негативное.

Стремится к стабильным и прибыльным торгово-экономическим отношениям с нашим государством Беларусь. Прежде всего, она заинтересована в импорте из Украины электроэнергии и экспорте продукции машиностроительной отрасли.

Что касается Польши, Венгрии и Румынии, то они, не сговариваясь, активно накапливают свое политическое и идеологическое присутствие в Украине, чтобы в случае дестабилизации обстановки снова (теперь уже более активно) заявить о своих территориальных претензиях. Это может стать возможным в том случае, если население Украины будет втянуто в конфликт по югославскому сценарию, а в страну в связи с этим введут «миротворческие» войска НАТО.

Турция, при удобном случае, попытается закрепиться в Крыму под предлогом защиты крымско-татарского населения.

Теоретически все государства, за исключением Беларуси и Словакии, ничего не проиграют в случае серьезной дестабилизации обстановки в Украине. Скажем, предоставление их «защиты» и «покровительства» может попросту означать конец украинской государственности.

Но может ли вообще возникнуть серьезный раскол в Украине? К сожалению, да.  Это случится, например, в случае подписания договора об ассоциации Украины с Евросоюзом. Тогда разделение нашей страны между Россией и западными государствами под эгидой США и ЕС при помощи НАТО будет выглядеть как международный компромисс. И Запад на этот компромисс с Россией пойдет, учитывая заинтересованность в российских энергоресурсах. Внутренней причиной распада Украины может стать дальнейшее снижение уровня жизни нашего населения относительно уровня жизни в России и Беларуси.

Кое-кто у нас панацеей считает вступление Украины в Евросоюз. Но объективно мы не сможем туда попасть и через 50 лет, учитывая украинскую политическую непредсказуемость, наш уровень экономики, отсутствие социализации общества и необходимой европейской законодательной базы. Скорее в ЕС окажется Российская Федерация, сырье и энергоресурсы которой всегда будут нужны Западу.

Все эти обстоятельства и возможные риски необходимо учитывать, строя нашу внутреннюю политику и определяя приоритеты внешней.

Зачастую люди говорят, что наши власти «не ведают, что творят», толкая страну к вступлению в Евросоюз. Но в том-то и дело, что ведают! Стремясь заключить договор об ассоциации, украинские «вожди» рассчитывают таким образом приобрести индульгенцию, снимающую ответственность за все прошлые неправедные дела. Украинская «элита» не свой народ видит в Европе. Она там видит себя, своих детей и свои солидные счета в западных банках.

Об элитах в Украине

Объективно население Украины является носителем двух культур – восточной и западной. При этом представители восточной культуры составляют большинство. Они проживают во всех областях страны (включая и Киев), кроме Львовской, Закарпатской, Черновицкой, Тернопольской, Ивано-Франковской. Впрочем, и здесь они имеют определенное, пусть и незначительное влияние. В итоге можно утверждать, что соотношение восточной и западной культур составляет, соответственно, 70 и 30 процентов.

Я сознательно не называю эти культуры «украинской» и «русской», так как в таком случае мы в своих изысканиях зайдем в тупик. Отмечу только, что эти культуры вышли из Византии и Рима.

Что касается современности, то фактором «двух культур» умело пользуются отечественные контр-элиты, сформировавшиеся за счет присвоения государственной собственности. Они жестко конкурируют, используя (каждая – в своих целях) искусственно раздуваемое противостояние Востока и Запада Украины. На самом деле, поднимая население своих областей на «политическую борьбу» между регионами, контр-элиты просто преследуют собственные финансово-экономические интересы. Особенно ярко это проявилось в период «оранжевой революции» и прихода к власти «любих друзів», которые тут же попытались отстранить от рычагов экономического влияния олигархов восточного региона страны.

Особенность ситуации заключается в том, что разграничить контр-элиты строго по областям невозможно, так как они присутствуют фактически везде. Различно только их соотношение. К примеру, если в Луганской области восточная элита имеет 95 процентов своих представителей, то западная – 5 процентов.

Восточная контр-элита всегда была на стороне Запада, а в отношениях с Россией попросту лицемерила. Это признак не только нынешнего дня, и я утверждаю, что виновата в этом сама Россия, выбиравшая себе «друзей» исключительно по имущественному признаку, а не по их общественной, социальной значимости. В результате – проблемы с настоящими друзьями в Украине и отсутствие здесь крепкого российского лобби.

Объединить контр-элиты тоже практически невозможно, так как их экономические интересы и перспективные устремления по своей природе постоянно входят в конфликт. Они находятся в непрерывном процессе борьбы за власть, не прекращают  попыток перераспределить собственность, установить безраздельный контроль над экономикой. Чтобы достичь своих целей, они идут и на искусственное, откровенно надуманное противопоставление населения восточных и западных областей Украины. В таких условиях укрепить страну, защитить государственность и сохранить территориальную целостность можно лишь последовательным формированием среднего класса. До сих пор значительную проблему представляет то, что в Украине сегодня еще не созрели необходимые условия для утверждения такого класса, а появляющиеся его представители подвергаются административному произволу властей и откровенному рэкету с их стороны. Создавать условия для развития полноценного среднего класса – одна из важнейших современных задач и будущей нормальной власти.  

Необходимо учитывать, что сословные интересы «середняков» объективно едины и не подвержены разрушительному влиянию извне, откуда бы оно ни исходило – с Востока или с Запада. Капитал представителей среднего класса сравнительно невелик (в расчете на каждого отдельного представителя) и хранится в родном Отечестве. Это одна из серьезных гарантий их самостоятельности и независимости от иностранного политического и финансового диктата. Кроме того, именно средний класс как социальное сословие традиционно выступает в роли хранителя национальной культуры и продолжателя лучших традиций народа. «Отобрать» у него эту функцию может только кровавый многолетний террор. Впрочем, сегодня такой вариант развития событий вряд ли возможен.

Глубокое понимание важности изложенных факторов массовым сознанием и избрание гражданами Украины достойных государственников в органы власти всех уровней – от местных до центральных, – в этом и есть единственно правильный выход. Ведь если мы пока что говорим об утраченных возможностях Украины, то завтра, в случае дальнейшего бездействия, будем вынуждены говорить о ее утраченном будущем. И именно возможность в будущем укреплять и развивать государство мы потеряем, подписав договор с Евросоюзом об ассоциации. Хотя бы потому, что национальная экономика, не такая уж крепкая и сегодня, окончательно деградирует. «Запустить» хозяйственный механизм возможно только в Таможенном союзе. Других реальных вариантов нет, как нет и многих лет для принятия единственно верного решения.

Решать надо сегодня!

О противопоставлении народа и нации как об идеологии упадка

В Украине, кроме прочих, сформировались два наиболее крупных этноса – украинцы и русские. При этом можно говорить лишь об их большем или меньшем представительстве в разных регионах страны, а не об абсолютно четко очерченных границах проживания. По-настоящему их объединяет другое: общее историческое происхождение, принадлежность к православию, осознание себя представителями двух коренных этносов, близких по менталитету. И сколько бы ни предпринималось попыток создать искусственные конфликты между двумя народами, это не привело к открытым межнациональным столкновениям. Наличие многих отличий не мешает украинцам и русским жить рядом в семье, в трудовом коллективе, в стране в целом. В стране, которая остается их общей территорией и принадлежит им по праву.

Оба народа – носители канонического православия. И было бы еще лучше, если бы они стали также его сознательными хранителями и защитниками от многочисленных нападок. В этом, кстати, должны быть последовательными и твердыми союзниками и два государства – Украина и Россия, у которых стараются отобрать их общее богатство: православие.

Православие – общая вера украинцев, русских и белорусов (памятник тысячелетию Крещения Руси в Великом Новгороде)

Традиционный и признанный способ национальной идентификации – язык. В нашей стране мы привыкли к определениям «украиноязычный» и «русскоязычный», предполагая, что первый – это украинец, а второй – русский. Но следует принимать во внимание, что многие украинцы русскоязычны, а русские – украиноязычны. Кроме того, в современном украинском языке сохранилось значительно больше слов из древнерусского, чем в собственно русском.

«Языковая проблема» создана и эксплуатируется из конъюнктурных соображений политиками. Что касается граждан с нормальным сознанием, то им не мешает изучение как украинского, так и русского языков, а преподавание русского как иностранного воспринимается как откровенный идиотизм.

Речь в данном случае должна идти не о том, кто «главнее», а о том, что и украинцы, и русские (какими бы «язычными» они не были) – это и есть части народа Украины. Разве русскоязычные и украиноязычные не понимают друг друга? Понимают. Кроме того, как правило, русские владеют украинским языком и – наоборот. Можно сказать уверенно: в Украине языковых преград для этих близких этносов не существует. Не политики, а сами граждане Украины уже давно сформулировали чрезвычайно важное положение: один народ – два языка. Обнадеживает и то, что молодежь до 30 лет двуязычна, говорит как по-русски, так и по-украински. А значит, нет и почвы для конфликтов, как нет ее, например, в многоязычной Швейцарии.

Что касается противопоставления народа нации, то это гибельный путь. Не противопоставление, а возрождение и развитие национальных культур, которые обогатили бы народ Украины – вот что сегодня нам необходимо. И если мы пойдем именно этим путем, контр-элитам больше не удастся спекулировать на искусственно созданном противостоянии Запада и Востока страны.

Хотим ли мы развиваться или будем деградировать? Если хотим развиваться, то должны воспитывать в себе чувство национальной гордости, культурной самодостаточности, должны осознавать, что мы – наследники великих предшественников. Не мешать, а помогать формированию украинского народа должна национальная гордость представителей всех этносов. Ведь из каждой отдельной этнической уникальности складывается неповторимое многонациональное богатство страны.

Пока, к сожалению, мы этого не осознали. Мы не готовы работать на единую цель – укреплять Украину, объединять ее народ, отдавая этому все силы. Прежде всего, далеки от такого намерения представители так называемых политических и управленческих элит. Они идеологически разобщены, разделены индивидуальными карьерными и финансовыми интересами, поглощены заботами о личном благополучии, а то и связаны вполне определенными обязательствами перед своими закордонными покровителями. Не удивительно, что при таком порядке вещей миллионы граждан нашей страны, в том числе украинцев и русских, согласны покинуть свою страну в поисках лучшего будущего. И их за пределами Украины уже не менее, а то и свыше 9 миллионов. Кто из них вернется в свое Отчество? Лишь немногие, да и то в исключительных случаях.

О каком уж осознании своей национальной, культурной уникальности можно говорить? От этого нас сначала отучала советская власть, навязывая интернациональную идею безликой «одинаковости», а теперь пытается отучить Запад, настойчиво предлагая в качестве испорченной духовной пищи свои суррогатные «ценности» и «традиции».

Не удивительно, что при этом не возникает эффекта культурной притягательности других народов к нашему государству, а мы не имеем ощутимого влияния на элиты других государств. Даже на форумах украинцев, проводимых в Киеве, неизменно возникает ощущение, что «украиноязычные» из разных стран говорят на разных языках.

В Украине практически нет кинопроизводства, не в чести театральное искусство, постепенно деградирует художественная литература, приходит в упадок техническая культура. Заменой всему этому стала «культура» иная – обезличенная американская, так называемая массовая. И в этой ситуации мы не имеем права ограничиваться откровенной шароварщиной, пародией на соблюдение национальных традиций. Мы должны по-настоящему заботиться о своей культуре, прививая ее детям с пеленок.

Чтобы все это реализовать, на самом высшем уровне у руля нужны люди, которые смогут привлечь мировое внимание к Украине как к стране, где есть народ, а не население. На государственную службу должны прийти государственники, а не чиновники, зараженные предательством и ведущие паразитический образ. Тогда люди перестанут говорить, что у власти стоят «парикмахеры, стригущие доллары».

Мы должны прийти к мысли, что Украине необходимы личности, морально влияющие на мир. А такие личности могут быть рождены только полноценным народом.

О внутренней политике

Как это ни парадоксально, но наибольшую опасность для самого существования независимой Украины представляют не внешние военные или экономические угрозы, а внутренняя политика государства на протяжении всех 22 лет его существования. Политика эта характеризуется, прежде всего, предательством интересов Украины со стороны нашей «элиты».

По сути, в стране никогда не было приватизации. Вместо нее сознательно проводился курс на присвоение государственной собственности отдельными воротилами или кланами. Этот процесс сопровождался постоянным снижением благосостояния. Если в середине 90-х годов Россия по жизненному уровню превосходила Украину на 20 процентов, то сегодня этот показатель уже трехкратный. Примерно в три раза обогнала нас в этом и соседняя Беларусь.

Остается крайне низким уровень социальной защиты, медицинской помощи, жилищно-коммунальных услуг. При этом стремительно растут цены, а набор потребительской корзины остается более чем скудным. Достаточно сказать, что из-за повышения цен на жилищно-коммунальные  услуги, роста цен на товары первой необходимости уровень жизни людей из года в год снижается.

Приходит в упадок высокотехнологическое производство, отсутствует инновационная политика, реальных инвестиций нет. Где фабрики и заводы, созданные на зарубежные деньги? Средства эти или использованы неэффективно или просто разворованы. Если же и были примеры добросовестной работы (например, созданное инвесторами современное предприятие «Интерсплав» в Свердловске Луганской области), то все закончилось плачевно. Тот же «Интерсплав» раздавили административным прессом. Не помогло даже обращение к украинскому правительству послов Испании и Швейцарии.

Требует значительного улучшения качество среднего и особенно – высшего образования, в стране практически отсутствует целенаправленная профессионально-техническая подготовка.

Люди не защищены от произвола чиновников, они не могут найти правды ни в одной из высших инстанций. Исходя из результатов социологических опросов, более 90 процентов граждан не доверяют милиции и судам. Более того, эти структуры их больше всего пугают! Власть не в состоянии кардинально изменить ситуацию и навести порядок, положив конец произволу и ужасающей коррупции в органах, называемых, словно по иронии, правоохранительными. Достаточно сказать, что любое принимаемое ими решение зависит от размера денежного вознаграждения, точнее – взятки.

Украина стала известным во всем мире поставщиком дешевой рабочей силы. Если от 46 миллионов человек, якобы проживающих в нашей стране, отнять тех, кто выехал за границу на заработки, останется не более 38 миллионов реальных. При этом многие из уехавших уже получили гражданство за рубежом, а остальные ожидают его получения в стране пребывания.

Население продолжает убывать. Через 20 лет нас будет не более 20 миллионов (как в двух японских городах!). А ведь вместе с народом исчезает и его страна.

Никакие пограничные строгости не могут удержать украинских граждан от массового выезда за рубеж

Оставшиеся в Украине не хотят и не могут протестовать против экономического союза с той же Россией или Беларусью хотя бы из прагматических соображений. Но официальная политика  завела Украину в тупик. И вместо того, чтобы работать на собственных предприятиях в собственной стране, наши люди трудятся на «чужого дядю» за кордоном.

Все правившие в Украине президенты нанесли нашему народу непоправимый материальный и моральный ущерб и заслуживают адекватной исторической, политической и моральной оценки. Ведь это и благодаря им Украина практически сформировалась как государство африканского типа середины прошлого столетия, где несколько процентов богатых эксплуатируют всех остальных, то есть – бедных.

О внешней политике

К глубокому сожалению, Украина не имеет самостоятельной внешней политики, так как сегодня она полностью определяется Вашингтоном. При этом за океаном преследуют конкретные цели – превратить Украину в открытого противника России и Беларуси, ослабить ее и навсегда сделать послушной.

Без всякой реальной перспективы ожидая принятия Украины в Евросоюз, руководство страны ведет ее к полному экономическому упадку и тем самым окончательно лишает возможности вступить не только в ЕС, но и в Таможенный союз. По сути, с момента подписания договора об ассоциации Украина окажется в экономической блокаде как на Западе, так и на Востоке. Причем, по собственной инициативе. Этот договор нам не откроет дорогу в Европу, а вот дорогу на Восток может значительно усложнить, а то и закрыть.

Руководство страны не может (или сознательно отказывается) понять, что возможность экономического развития будут иметь те страны, которые реально войдут или уже входят в крупные экономические мега-блоки (союзы). Державы, лишенные такой возможности, обречены на стагнацию и упадок, так как экономические мега-блоки перекроют им выходы на свои рынки сбыта. Такова природа всех экономических союзов во всех частях мира. Наш путь – сегодняшнее сотрудничество с Россией и ее партнерами, а не ожидание несбыточных «западных перспектив».

Пожалуй, умению вести мудрую внешнюю политику нам следовало бы поучиться у финнов. Экономическое и политическое сотрудничество Финляндии с Россией и СССР сделало эту страну богатой и процветающей. Полезной была торговля и для партнеров. Россия, например, восполняла дефицит одних товаров, а другие экспортировала как в Финляндию, так и через нее – в другие страны.

Прежде всего, финны осознавали, что с могучим гигантом-соседом следует не конфликтовать, а дружить. Или, по крайней мере, с выгодой сосуществовать. Если сегодня, при всех политических расхождениях, европейские государства терпят США и получают от сотрудничества с Америкой реальную выгоду, почему Украина должна ссориться с Российской Федерацией и строить отношения с ней себе в убыток? Тем более что нам намного легче при наличии доброй воли договориться с Россией, чем с Великобританией или США.

Сближение Украины с Евросоюзом – опасная иллюзия

На сегодняшний день мы потеряли слишком много рынков сбыта как на Западе, так и в России. Дальнейшая самоизоляция Украины приведет нас не просто к ухудшению экономической ситуации. Это грозит территориальным распадом страны, когда  разные регионы будут вынуждены искать единственно возможного спасения за пределами Украины.

Нам надо осознать, что Европа привязала к себе Россию своей надежной платежеспособностью. В свою очередь, Россия полученные доходы хранит, в основном, в стабильной и предсказуемой Европе. Таким образом, экономическая интеграция уже фактически произошла. Что касается Украины, то ей открыт путь в Европу только вместе с Россией. В данном случае речь идет не о политической пропаганде, а о единственно возможном реальном варианте нашего продвижения в ЕС. Но это не самая близкая перспектива. Кроме того, никто над ней серьезно не думал.

Украина – основательно разрушенное государство. Мы поймем это, посмотрев на тысячи наших физически разрушенных заводов. С такой экономикой нас долго будут держать за пределами «европейского забора». А вот восточный путь (пока, повторю, он не перекрыт) все еще позволяет закладывать фундамент для дальнейшего развития Украины.

Экономическая политика без экономики

К сожалению, вот уже два десятка лет отличительной чертой экономической политики Украины остается отсутствие экономики. Внешние признаки ее существования, конечно, просматриваются: было и есть профильное министерство, составляются планы развития, выполнение которых должно быть учтено при утверждении госбюджета, суетятся чиновники при высоких и не очень высоких должностях – вплоть до Администрации президента, где тоже «работает» соответствующее управление. Есть авторы экономических программ, но они озабочены лишь «бумажными» разработками и концепциями. Экономической политикой занимаются многие, экономикой, судя по результатам, – никто.

За время независимости не осуществлена ни одна экономическая реформа, которая принесла бы ощутимый положительный результат. Инновационные методы не применяются. Вместо этого приходят в упадок даже те производства, где раньше господствовали наукоемкие технологии.

Создается впечатление, что сельское хозяйство вообще не рассматривается как неотъемлемая часть общего экономического механизма. Село находится в полном упадке, что для Украины с ее сельскохозяйственными возможностями – вообще полный парадокс. При этом латифундии, созданные по образцу «Нибулона», имеют сотни тысяч гектаров земли и обрабатывают землю индустриальным способом без крестьян. Как же при этом может возродиться нынешнее нищее село?

Заброшенных сел на карте Украины становится все больше

В «автономном плавании» находится финансово-банковская система, которую никто не пытается поставить на службу экономике. Что касается кредитно-инвестиционной сферы, то о ней все время говорят как о «требующей радикальных преобразований». Самих положительных преобразований, естественно, как не было, так и нет. Нет к Украине и доверия инвесторов. Это не удивительно, ведь в нашей стране не соблюдаются ни устные, ни письменные экономические договоренности, а законодательная база все еще остается «крайне несовершенной».

Практически не развивается мелкий и средний бизнес, который, как известно, во всем мире обеспечивает рост и укрепление среднего класса – основы любого процветающего общества. Бизнес этот задавлен поборами и затравлен «правоохранительными» органами.

Не могли оправдаться и надежды на приватизацию. Хотя бы потому, что при всех существовавших в Украине властях это была не собственно приватизация, а легализированная схема разворовывания и растаскивания предприятий по частным карманам. В лучшем случае в бюджет поступали деньги, полученные в ходе приватизационных конкурсов, и тут же бездарно проедались. В худшем случае, как, например, это было с «Криворожсталью», и этих денег никто не видел. О перспективном интенсивном развитии приватизированных предприятий говорить не приходится. На них всегда смотрели как на реализуемые объекты, выручка от продажи которых разово пополняла бюджет, если, как я уже говорил, вообще пополняла. По сути, экономика уходила или к недобросовестным собственникам в Украине, или вообще передавалась зарубежным владельцам.

Где же то обещанное всеми поколениями власти процветание за счет приватизации? Его нет и не будет. Государственные деятели высшего эшелона и здесь намеренно врали.

Так сегодня выглядит ранее известный во всем мире завод авиационных реактивов «Химреактив» в Шостке Сумской области

Я не занимаюсь сейчас детальным анализом экономической ситуации по всем отраслям. Это дело узких специалистов. Я говорю о тенденциях. А они, как всегда, неутешительны.

Один из разрушительных факторов, дестабилизирующих экономику Украины, – громадный дефицит внешнего товарооборота. Это означает, что мы покупаем больше, чем продаем. Говоря проще, мы десятилетиями последовательно идем к экономической катастрофе.

Виноваты ли в таком положении дел лишь лидеры России? Конечно, нет. Потому что своими действиями именно продажные украинские власти ставят нашу страну в такие условия, когда она оказывается легко уязвимой. Если к власти не придут государственники, Украина может потерять независимость и оказаться под иностранным протекторатом. Что касается Соединенных Штатов Америки и Европейского союза, то они уже начали этот процесс, превратив Украину в некое полу-государство.

По факту сложившиеся негативные экономические тенденции не переломило и вступление Украины в ВТО, которое должно было, в частности, снять ограничения на экспорт металлопроката в Европу. «Хотя украинский экспорт в Европу вырастет, изменить ситуацию сможет лишь выход на европейский рынок украинской продукции с высокой долей добавленной стоимости, например, машиностроения. Но в ближайшее время этого не ожидается»,– предрекали экономисты. И были правы. После вступления в ВТО произошло лишь ослабление национальной экономики и дальнейший стремительный рост дефицита внешнего товарооборота, ведь наш рынок стал полностью открытым, а это разоряет многих отечественных товаропроизводителей. Где же обещанное нам процветание Украины после вступления в ВТО? Его нет и не будет, потому что вступление это произошло на невыгодных для нас условиях.

Уже сегодня украинские промышленные предприятия не имеют возможности для дальнейшего развития и повышения качества выпускаемой продукции из-за того, что за все годы независимости основные фонды не обновлялись. По сути, экономика до сих пор работает на остатках советского ресурса. Некоторые отрасли вообще безвозвратно утеряны. Прекращается выпуск телевизоров, радиоприемников и магнитофонов, а ведь Украина, находясь в составе СССР, обеспечивала рынок 80 процентами этих товаров. Доживает последние годы производство сахара. Лет через пять можно ожидать смерти ракетно-космической промышленности, а ведь в Советском Союзе Украина была в этой сфере чуть ли не монополистом, обеспечивая выпуск 60 процентов продукции.

В стране нет квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Они на Западе и не торопятся возвращаться. Так кто же будет на практике осуществлять экономическую политику, если даже предположить, что сегодня появится ее оптимальная схема? Запустить нашу экономику можно только за счет вступления Украины в Таможенный союз. Других вариантов нет. Все другие, предлагаемые нам, – очередная ложь с обещаниями скорого процветания. Но давайте же вспомним, что всё обещанное ранее так и не было осуществлено.

Настоящую стагнацию переживает село: абсолютная нищета среди жителей, нет работы, разгромлена инфраструктура, молодежь уезжает в города или за пределы Украины, а латифундии при этом процветают.

Сельское хозяйство в Украине. Комментарии излишни

Вместо развития взаимовыгодных экономических отношений со стратегическим партнером – Таможенным союзом – нынешние украинские руководители взяли курс на отсечение национальной экономики от перспективных рынков. Такие действия Украины сулят огромную выгоду Европе, так как украинские товары на рынке России будут заменены европейскими. Хотя эта ситуация нам уже знакома, повторится она в катастрофическом масштабе.

Пагубные последствия необоснованной ориентации исключительно на европейскую интеграцию, к которой Европа и Украина явно не готовы, вообще не прогнозируются. А надо понимать, что рынки Запада остаются для нас все такими же закрытыми, а рынки стран Таможенного союза оказываются значительно суженными. Если даже представить, что Украина уже завтра войдет в состав Европейского союза (что само по себе – фантастика), положение страны не улучшится, ведь ЕС окончательно сведет наше производство к нулю, как это было сделано, например, в Польше. Нам также следует понимать, что произойдет с промышленным производством в Украине. Оно будет ликвидировано в результате административного указания ЕС. Можно однозначно сделать вывод: после подписания договора об ассоциации Украины с Европейским союзом в стране наступит экономический крах. Спросим противников Таможенного союза: «Что же мы будем продавать Европе?». Ответа нет. Зато наперед известно другое: мы станем потребителями товаров, давно не нужных на Западе.

Огромный вред экономике страны нанесло и слепое следование американским рецептам. Их применение привело Украину не к процветанию, а к упадку. В этом нет ничего удивительного, ведь наивно было бы полагать, что Запад искренне хотел укрепления наших позиций. Давно пора осознать: в условиях жесткой конкуренции никто в мире не оказывает бескорыстной помощи, и лишь тот народ становится успешным, который живет своим умом.

По вине нынешней украинской власти страна попала в изоляцию, ведь ни Европа, ни США, ни Канада, какие бы внешне привлекательные схемы «развития» они нам не навязывали, не могут реально гарантировать энергетической стабильности и экономической самодостаточности Украины.

Все эти факторы, усиленные многомиллиардным дефицитом во внешней торговле, продолжают дестабилизировать нашу экономику. Еще немного, и промышленный и сельскохозяйственный комплексы окончательно распадутся. Мы уже сегодня испытываем тотальную внутреннюю нестабильность, страдаем от галопирующей инфляции и непомерного роста цен на товары самой первой необходимости. Завтра эти хронические болезни превратятся в неизлечимые и приведут к смерти экономики, а значит, в итоге, и независимой Украины.

Есть ли выход? Да, пока еще он может быть найден. Остается в запасе немного времени, чтобы изменить ситуацию. И для этого нужны не столько специальные экономические познания, сколько политическая воля. Необходимы совестливые люди во власти и патриотические силы в обществе, которые будут реализовывать состоятельный и эффективный экономический сценарий. Спастись кредитами, ориентируясь на политику «проедания» средств и все глубже погружаясь в долговую яму, невозможно. Есть единственный путь: поднять национальную экономику и сохранить государственность, вступив в Таможенный союз с последующим полноценным и равноправным участием в работе этого сообщества.

Одновременно при помощи решительных и жестких мер следует навести порядок в экономике в интересах государства и народа. Необходим постоянный контроль качества продукции, производительности труда и, что самое важное, объема получаемой прибыли.

Надо формировать госзаказ для предприятий всех форм собственности, жестко установив принцип: за бюджетные деньги можно приобрести продукцию только у отечественного товаропроизводителя.

Необходима настойчивая, целенаправленная работа над созданием условий для развития социализированной экономики. Надо на деле, а не на словах, совершенствовать законодательную базу, создавать независимую судебную власть, выводить экономику из тени, повышать эффективность управления государственной собственностью, обновлять налоговую политику. Следует все силы приложить к тому, чтобы наращивать объемы торговли со странами Таможенного союза, а не разрушать установившиеся с ними связи.

В ближайшее время очень важно реально ликвидировать административный произвол в экономике со стороны чиновников и правоохранительных органов. Право распоряжаться государственной и частной собственностью надо строго регламентировать законами. Нарушители этих законов должны привлекаться к ответственности в судебном порядке.

Надо также прекратить практику иностранных займов под бюджетные государственные гарантии. Украину уже связали долгами. Иностранные инвестиции должны направляться на создание и развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, что будет содействовать подъему национальной экономики.

Надо добиться и ускоренного реформирования системы корпоративного управления, ведь на корпоративный сектор экономики приходится почти 75 процентов ВВП, и именно он более всего требует социализации. Насущная задача – достичь прозрачности в деятельности акционерных обществ, защищать права мелких акционеров, которые сейчас не имеют реальных рычагов управления предприятиями.

Следует сделать на государственном уровне все, чтобы отстоять интересы представителей наемного труда, реально содействовать развитию малого предпринимательства, из которого вырастает фундамент общества – средний класс. Надо стать на защиту предпринимателя от произвола чиновников и правоохранительных органов.

В сельском хозяйстве необходимо обеспечить равные условия развития всех форм собственности: государственной, коллективной и частной.

Что касается земли, то она может находиться как в государственной, так и в частной собственности, но при обязательном условии: собственники земли – лишь граждане Украины, не получающие права продавать землю иностранцам.

Необходимо развивать систему государственных лизинговых поставок селу, когда проценты за пользование лизингом будет платить само государство.

Предприятия всех форм собственности в сельском хозяйстве должны получать для своего стабильного развития гарантированные государственные дотации и льготные кредиты. В законодательном порядке надо определить объемы обязательных государственных закупок продукции сельскохозяйственного производства для потребностей госрезерва, армии, учреждений образования и здравоохранения. Государство непременно должно применять систему материально-финансового поощрения для сельхозпроизводителей, которые активно осваивают внешние рынки, прежде всего – России, Беларуси, Казахстана, других стран СНГ, а также стран за пределами Таможенного союза, которые имеют широкие перспективы для реализации на их рынках украинской сельхозпродукции.

Наше село может и должно стать зажиточным. И тогда оно введет Украину в состав мировых лидеров по производству сельскохозяйственной продукции.

Во всех сферах производства надо работать над созданием условий для развития экономики. Одна из ее составляющих – защита инвесторов от административного произвола. Должностных лиц, виновных в административном вмешательстве и попытках силового перераспределения собственности, привлекать к ответственности, в том числе уголовной, а руководителей министерств и регионов – увольнять в случае снижения объемов промышленного производства и услуг.

Для развития промышленности и сельского хозяйства необходимо использовать государственный банк, в котором для его клиентов установить гарантии государства по возвращению вкладов и депозитов и низкие проценты по кредитованию под создание производств. За счет средств государства и государственного банка выдавать кредиты на длительные сроки: пятнадцать и более лет.

Может показаться, что это очевидные истины. Но я сознательно обращаюсь к основным экономическим положениям, потому что без реализации всех этих планов экономика обречена на смерть. Реализовать же намеченное можно не просто поменяв центральное и региональное управление, но и изменив идеологическую, моральную сущность власти. А это – уже задача политическая. И она должна быть выполнена. Иного пути просто нет потому, что нынешняя власть измениться не в состоянии.

Об «оранжевой» революции как величайшем политическом мошенничестве и о «бело-голубом» обмане

Впрочем, корректно ли говорить в данном контексте о какой-либо революции? Всякая революция означает смену общественно-политического строя, в Украине же в результате «оранжевых» событий произошла лишь замена одного состава высшего руководства страной на другой.

Суть в том, что мошенничество действительно было. А вот революции – не было.

Что касается последствий этого мошенничества, то они намного серьезнее, чем бронхит, полученный обитателями палаток, установленных на зимнем Майдане. В период правления В.Ющенко был нанесен непоправимый ущерб экономике, полностью утеряна динамика ее развития.

Смена власти «оранжевых» на власть «бело-голубых» не привела к позитивным изменениям во внутренней и внешней политике. В сущности, все происходящее было грызней экономических кланов, не более. Вновь пришедшие продолжили воровать, покрывая масштабные кражи иностранными кредитами, объем которых достиг ныне рекордной отметки.

Падение жизненного уровня, снижение численности населения, бегство наших людей из страны в поисках хотя бы минимальных средств к существованию – это есть.

Пенсионеры, не имеющие возможности оплатить коммунальные услуги – рядом с вами. Ободранные больницы, закрытые навсегда детские сады и санатории, равнодушные жадные чиновники, взор которых всегда направлен на ваш худой карман – на каждом шагу. Некомпетентность власти, махровый популизм вождей, массовое одурачивание десятков миллионов людей, бандитские налеты на предприятия под прикрытием купленных решений судов и под крышей «правоохранителей»… И это стало жуткой повседневностью.

Это было при власти «оранжевых», это есть и при «бело-голубых».

Объединяет этих ранее непримиримых, казалось бы, врагов нежелание думать о судьбе страны, о будущем своего же народа. И те и другие говорят о необходимости европейской интеграции. При этом и те и другие не готовы взять ответственность за разрушительные последствия такого решения.

Украинские «вожди» не собираются признавать, что снизятся экономические показатели, вырастет безработица, будет уничтожен национальный товаропроизводитель. Они не собираются этого признавать, потому что обеспокоены лишь сохранением своей власти и увеличением собственных прибылей. Значит, нам самим следует напомнить им и об ответственности, и о нашем праве выбора. И подтвердить свои требования, избрав, в конце концов, тех, кто по-настоящему позаботится о будущем Украины.

Николай Песоцкий





13.08.2018
Кем быть?
24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система