ПОИСК:

Статьи


Спаси, Господи, люди твоя...

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» - произносит каждый православный христианин, начиная утреннюю молитву. Молитвы - «есть разговор души с Богом». Они обращены к Господу, Божией Матери, Ангелу Хранителю. У них мы просим прощения за свои грехи, просим вразумления, заступничества и милости не только себе, но и всем православным. А ближе к окончанию утренней молитвы непременно читаем тропарь Кресту и молимся за отечество: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

У православных две наивысших ценности - Бог и Отечество. В духе поклонения им воспитывала и воспитывает нас Православная Церковь, готовящаяся к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Этот великий праздник касается каждого - и того, кто верует, и того, кто все еще продолжает считать себя атеистом. Но вне зависимости от того, отдает себе человек отчет, что его поступки, жизнь и судьба - отражение состояния его души, или не отдает, он принадлежит к христианской православной культуре, к ее духовным традициям. Долгие десятилетия атеистической пропаганды не только отвратили многих от Церкви, но и лишили познавательного интереса к истории развития Православия, к сути его учения, к его влиянию на судьбы православных народов и их государств.

В чем суть Православия? В том, что оно сохраняет Священное Предание первоначально не разделенного Христианства первого тысячелетия от Рождества Христова, когда еще не было ни католиков, ни протестантов, ни православных, ни униатов. Для христиан сущность их веры состоит в том, что «Бог есть Любовь». И именно в Православии любовь, как чувство к Богу, любому другому человеку и к Миру, получает свой завершенный, подлинный смысл. Именно такая любовь, не только как человеческое чувство, но и как дар свыше, дар Божией благодати способна творить чудеса. Она имеет благодатное свойство возвышать человеческое сознание, ограждать его от единичности, оторванности, обособленности, возвращая к соборности и целостности. Истинное Православие несет в себе цельность и единение. Именно эту эстафету приняла от Византии Киевская Русь.

Православие славян второго тысячелетия - это православие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Владимира и Ольги, святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дмитрия Донского, Серафима Саровского. И так вплоть до сонма новомучеников, убиенных уже в нашем веке безбожной властью. Это и вера наших предков, всей душой преданных идеалу Православия: Хмельницкого, Сковороды, Квитки-Основьяненко, Пушкина, Даля, Гоголя, Чехова, Достоевского, Ушинского, Пирогова, Юркевича, Соловьева, Новгородцева, Солженицына, Лихачева и многих других. Все они собирали и скрепляли единое духовное пространство Святой Руси.

Сейчас, на грани веков, спустя 2000 лет со дня Рождества Христова, мы обязаны глубоко поклониться всем подвижнически служившим Православной Церкви и укреплявшим славянские народы в понимании того, что главными святынями для них должны быть Бог и Отечество. И непременно упомянуть тех, кто погиб в результате массовых гонений на Церковь советской властью в 20-е - 30-е годы. Это не только оскверненные, взорванные, разрушенные Храмы Божьи, но и сотни тысяч репрессированных и убитых на территории бывшего Советского Союза священнослужителей.

В православном мире хорошо известны произведения замечательного автора - диакона Андрея Кураева.

В своей книге «Протестантам о Православии», он приводит такие факты: в годы гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более двухсот тысяч священнослужителей, более полумиллиона были репрессированы. И рассказывает историю одного села, в котором никогда за годы Советской власти не закрывалась церковь: «... в середине 20-х у храма замаячили чекисты и арестовали священника, диакона, старосту, церковных певчих, пономаря и сторожа. Но храм не закрыли. Люди походили вокруг, повздыхали и решили: что ж, храму без дела стоять, - надо в нем служить. И пошли ходоки к епископу, и попросили дать нового батюшку или посвятить во священника и диакона кого-нибудь из самих сельчан. Новое духовенство прослужило четыре года. И приехал черный воронок. Снова арестовали всех «церковников». И снова храм не закрыли. И снова нашлись люди, бросившие тихий вызов власти и взявшие на себя крест священника... Пять раз повторялся этот сюжет. И каждый раз находились люди, ради Христа готовые идти на плаху. Их выбивали. Александр Солженицын называет это «искусственным отбором», совершавшимся над русским народом: выбивание лучших, выживание худших...» То же самое происходило и в Украине, и в Белоруссии...

Православие немало пережило за свою историю. Нужно вспомнить и церковные кризисы в истории Украины, всегда происходившие на фоне той или иной социально-политической обстановки. Первый был связан с введением христианства на Руси (998 г.), второй - с Брестской унией (1596 г.), третий - с автокефалией и обновленчеством после 1917 года, четвертый - с Львовским собором 1946 года, пятый - с распадом СССР и образованием независимой Украины в 1991 году. О пятом мы будем говорить подробно. А сейчас о механизме, запускавшем в ход кризисное действо: практически все кризисы имели в своей основе довольно резкие действия светской власти, пытавшейся приспособить под себя жизнь церквей.

Да, христианство не пришло в Киевскую Русь стихийно или как религиозное реформаторство, а было введено авторитетом княжеской власти. Эта традиция разрешения религиозных проблем «сверху» дожила и до наших дней. Ситуация такая: с одной стороны, взаимодействуя с государством, Церковь черпает часть весомой общественной поддержки, с другой - опека светской власти снижает авторитет Церкви как духовного посредника между государством и его гражданами.

Политизация духовной сферы, а значит, попытка манипулирования верующими крайне вредна. Рано или поздно она приводит к глубоким внутриобщественным конфликтам, социальные последствия которых могут быть непредсказуемы. Это главный урок в многовековых взаимоотношениях Православия и светской власти, духовности и политического прагматизма.

В августе 1991 года Украина обрела независимость. Украинская Православная Церковь получила статус «независимой и самостоятельной в своем управлении», но канонично единой с Русской Православной Церковью.

Казалось бы, духовная жизнь нашего народа должна стать наполненной, получить новый толчок в развитии. Но возник кризис (уже пятый) и обещающий быть серьезным. Вновь испытаниям подвергается единство Православия. Согласно Конституции Церковь отделена от государства. И поэтому, очевидно, что наличие независимого государства еще не означает необходимости раскола Православной Церкви по национальному признаку.

Однако уже существуют две так называемые украинские православные церкви - Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Похоже, что именно радикальный национализм явился причиной их отделения от Русской Православной Церкви и тем самым от своих братьев - русских и белорусов. А ведь церковь - это единое Тело Христово, и для Христа нет «ни эллина, ни иудея», тем более для него нет ни русского, ни украинца, ни белоруса. Но, несмотря на это, форсируется создание Православной национальной (поместной) церкви в лице УПЦ - Киевский Патриархат, что поощряет и высшая политическая власть. При этом, видимо, не ведает, какой закладывается религиозный раскол в обществе, чреватый территориальным разделом Украины. Сегодня уже очевидно: раскол в Православной Церкви привел к ослаблению национальной безопасности государства.

Можно ли, нужно ли, а главное - разумно ли дробить единство славянского православного духа и рвать духовные нити, что веками связывают братские во Христе восточнославянские народы?

К счастью, в Украине сегодня существует многочисленная (72 процента от всех православных приходов) Украинская Православная Церковь, сохранившая каноническую связь с Вселенским Православием. Будучи полностью самостоятельна в управлении, она продолжает богослужение на сакральном церковно-славянском языке (уже 1100 лет он общий для православных сербов, болгар, русских, украинцев, белорусов), сохраняет духовное единство наших народов.

Единство это было рождено святыми равноапостольными Владимиром и Ольгой. Оно давало силы для побед Александру Невскому и Дмитрию Донскому, Петру I, Суворову и Ушакову, Кутузову и Жукову. Без этого духовного единства мы и сегодня не преодолеем серьезного духовного кризиса, от которого так страдает народ и страна.

Увы, история мало чему научила нас. Делается очередная попытка использовать Церковь в политических интересах, способствуя ее расколу. Кое-кто мечтает превратить Украину в отрезанное от славянских стран государство, еще совсем недавно неразрывно связанное с ними границами бывшего Советского Союза. И что тогда будет сегодня с ее крайне неблагополучной экономикой, разобщенным социумом, проблемной духовной сферой?

Внутренние разногласия неизбежно провоцировали активизацию внешних сил, не питающих любовь к Православию. Налицо стремление углубить расколы, оторвать Украинскую Православную Церковь от духовной связи с Российской Православной Церковью.

Но разумно и возможно ли это вообще, когда подавляющее большинство верующих в Украине - православные христиане? Выбор они сделали сами. Вот статистические данные: на январь 1998 года в Украине насчитывалось более 70 различных церквей и религиозных общин, течений. И это только те, чьи уставы зарегистрированы в установленном порядке. Из 17,5 тысяч религиозных объединений 52 процента созданы православными, 24 - разными течениями протестантизма, 17,4 процента - греко-католиками, около 4 процентов - римо-католиками и около одного процента - мусульманами и иудеями. На все остальные течения выпадает меньше двух процентов объединений. Из около 9 тысяч православных общин Украины 72 процента принадлежат УПЦ, которая находится в каноническом единстве с Московским Патриархатом, но практически от него не зависит. Из 63,4 процентов населения Украины, относящего себя к верующим, 71,8 являются православными. Прихожанами УПЦ является 35 миллионов человек. У УПЦ 34 епархии, более 7 тысяч парафий, 127 монастырей, 1 духовная академия, 5 духовных семинарий, 27 духовных училищ, 3200 воскресных школ. Канонической УПЦ принадлежат: 75 процентов всех православных священников, 70 процентов слушателей духовных учебных заведений, 97 процентов православных монахов и монахинь.

Проблема выбора вероисповедания перед украинским народом не стоит, она давно решена самой историей в пользу Православного Христианства. Но этот выбор отнюдь не отвергает права на свободу вероисповедания, равноправия традиционных религий, религиозных объединений. Они равноправны. Это бесспорно. Но они не равнозначны, не равновелики. И если уж говорить об общественном влиянии, то главная роль по вполне объективным причинам принадлежит УПЦ.

Горько, что наши традиционные конфессии, вступив в спор, позволили активизироваться мракобесам. Плодятся различные секты, разнообразные чуждые нам по духу религиозные организации западной ориентации - «Богороднический центр», «Свидетели Иеговы» и т.д. Церковь втянута в конфликт. И этим умело пользуются зарубежные секты.

Все мы знаем, в какой ситуации находится страна. Кризис экономики, грабеж и обнищание населения неминуемо проецируются на общественно-политическую жизнь, на социальные процессы. А нищета духовная не позволяет людям достойно переносить тяготы действительно затянувшегося кризиса. Просчеты на пути преобразования Украины в экономически крепкое, политически стабильное государство многие видят в отсутствии национальной идеи. Частично это так. Но национальную идею не создашь, если в основе ее для всех нас не будут лежать две главные ценности, две святыни: Бог и Отечество, чему и учит Православие. Церковь всегда укрепляла в человеке веру в Бога, в себя, в добро и справедливость.

В Евангелие от Иоанна Спаситель говорит: «... кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода: ибо без Меня не можете делать ничего». Помня об этом, верующие постоянно обращаются к молитве перед началом всякого дела, потому что без Бога мы не можем сделать ничего. Атеизм принес много вреда, как душам людей, так и их сознанию. Вот и показались кому-то странными слова директора института экономических реформ в Украине Александра Турчинова: «Комусь, можливо, це видасться парадоксальним, але я, як професійний економіст-прагматик переконаний, що Україні сьогодні насамперед потрібне благословення від Бога. Як його отримати - про це вся Біблія. Біблія, на мою думку, сьогодні є єдиним придатним для України підручником з економіки».

Да, и экономические реформы немыслимы без христианских идеалов, как и все остальные дела по становлению нашего государства. Это включает и создание национальной идеи, и возрождение духовности народа. Во все времена ни в одном добром деле государство не обходилось без благословения Церкви. Когда началась Великая Отечественная война, Советская власть, разрушавшая храмы и репрессировавшая священнослужителей, не смогла обойтись без православной поддержки. 22 июня 1941 года Патриарший Местоблюститель Смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский благословил всех православных на защиту Родины. Патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны внесла немалый вклад в победу.

Сегодня миротворческая роль Церкви помогает нам в выходе из конфликтных ситуаций. Общество неспокойно, но Православие содействует достижению гражданского мира, поиску верных решений. Летом 1998 года павлоградские шахтеры пришли пешком в Киев в поисках правды и денег. Власти заняли выжидательную позицию, а митрополит УПЦ Владимир (Сабодан) принял в Лавре шахтеров и благословил их на правое дело защиты своих интересов, устыдив власть предержащих за пренебрежение к нуждам тружеников страны.

Некоторые горе-руководители, решившие на данном этапе содействовать процессу образования поместной национальной церкви в Украине, делают очередную серьезную ошибку. Народные депутаты Украины, а мы представляем в Верховной Раде 35 млн. православных нашей страны, обязаны сказать решительное «нет» отходу Украинской Православной Церкви от Русской, сохранив единство Православия. Деятельность предыдущего состава парламента доказала, что в Украине нет политических сил и властных структур, поддерживающих УПЦ. Вспомним о выживании православных из храмов Галичины, Волыни, Ивано-Франковской и Киевской областей, об освящении знамен украинского флота Филаретом и о многом другом. Отношение Верховной Рады прошлого созыва к Православию было или враждебным, или равнодушным. Правые по одним им понятным причинам поддерживали филаретовщину, левые не делали активных попыток улучшить положение УПЦ даже перед выборами (хоть бы для того, чтобы заручиться голосами православных избирателей).

Увы, многие из бывших депутатов не поняли или не захотели понять, что раскол в Церкви - это первый этап. Второй - это прогрессирующая регионализация Украины. Она уже идет. А что дальше? Распад государства?

Сегодняшний состав Верховной Рады просто обязан сделать максимум возможного для изменения религиозной жизни страны к лучшему. Украине не нужны религиозные конфликты и межконфессионные споры. Ей нужна здоровая и крепкая экономика. Взвешенная политика. Социально защищенный народ. И достойный авторитет в мире. И во всех делах, во всех сферах, будь-то политика, экономика, духовная жизнь, ей никак не обойтись без взаимодействия с Россией и Беларусью. А единая Православная Церковь - это практически единственная оставшаяся реальная связь, которая еще удерживает нас от полной дезинтеграции.

Легко можно сделать прогноз: автокефалия Православной Церкви, раздел, раскол не смогут произойти, как формальное механическое отделение одной церкви от другой. Это будет конфликт человеческих душ и сердец. А это противоречит самому понятию христианской любви.

Преодолеть раскол в Православной Церкви Украины, угрозу потери традиционной духовности ее народа возможно только с помощью государственной власти, консолидации политических сил вокруг УПЦ во главе с митрополитом Владимиром (Сабоданом).

В этой ситуации государственной власти, если она действительно желает укрепления государства Украины, следует оказывать во всем поддержку УПЦ, содействовать расширению ее влияния в украинском обществе. К сожалению, сегодня официальная власть работает, по сути, на становление сектантского направления в Православии: УПЦ - Киевский патриархат. Раскол, искусственно внедренный в Православие Украины, усиливает проникновение в наше общество, как указывалось выше, сектантских организаций Запада и грозит разрушением традиционной духовности народа Украины.

Настало время сформировать в Украине государственную политику в отношении УПЦ. Этого настоятельно требуют православные верующие.

Следующим шагом на пути роста авторитета украинского Православия может стать подъем уровня (классности) обучения священнослужителей через приобретение ими высшего образования одновременно наряду с теологическим. Иначе Православию будет весьма трудно выиграть состязание за людские души в окружении многочисленных церквей в Украине.

Государственная поддержка УПЦ должна содержать участие Церкви в воспитании детей и молодежи в школе, профтехучилище и высшем учебном заведении с привлечением священнослужителей. В научных предметах следует давать объективную оценку Православия. Ведь именно с ним неразрывно связано культурное наследие нашего народа. Государство, безусловно, обязано взять под свою защиту памятники культуры, связанные с историей нашей Церкви, в том числе находящиеся в распоряжении УПЦ. Государству необходимо постоянно оказывать практическую помощь в восстановлении церквей, монастырей, учебных заведений УПЦ, художественных ценностей и т.д.

В прошлом Православие являлось составной частью жизни подавляющего числа семей, существенно влияло на нравственное становление людей. Поэтому целесообразно возвращать Церковь к семье, к конкретному человеку. Дать возможность православным семьям регистрировать рождение ребенка в православном храме по месту жительства и получать документы от Церкви, имеющие юридическую силу. Каждый православный должен иметь возможность заключать брак в Церкви и получать свидетельство об этом. Заключенный брак в Церкви может аннулироваться только православным храмом. Конечно, если человеку такая процедура не подходит в силу его вероисповедания или по другим причинам, получение удостоверяющих документов может осуществляться в государственных учреждениях. Такая практика имеется во многих католических государствах, с абсолютной требовательностью применяется иудаизмом в государстве Израиль, использовалась в дореволюционной России.

Огромное значение в формировании личности, воспитании патриота Украинского государства должно иметь получение образования в учебных заведениях, находящихся под влиянием УПЦ. Будет справедливым предоставить возможность православным семьям обучать детей в православных средних школах и высших учебных заведениях, создаваемых УПЦ, или частных, получающих статус православного учебного заведения от УПЦ.

Сегодня многие учебные заведения прекращают свое существование из-за отсутствия материальной поддержки. Поэтому следует передать небольшую часть учебных заведений в распоряжение УПЦ и частных лиц с целью создания православных средних и высших школ.

В определенной степени утверждению государства Украина способствовало бы превращение Киева в один из крупнейших духовных центров Православия, что, несомненно притягивало бы православные государства к союзу с Украиной. Православная Церковь традиционно участвовала в государственных делах. Поэтому необходимо привлекать деятелей Церкви к процессу управления страной, участию их в работе советов всех уровней и исполнительной власти. Власть стала бы значительно авторитетней и порядочней, если бы в состав коллегий областных управлений, в том числе силовых структур, областных администраций, горисполкомов, министерств и ведомств, вошли представители УПЦ.

Православие несет в себе цельность и единение. И это неизменно. Господь поможет всем нам и нашей стране, если мы не позволим нарушить единство Православной Церкви.

У православных две святыни - Бог и Отечество. Обратимся к молитве за Отечество: «Спаси, Господи, люди твоя...»

Н.Ф. Песоцкий

март, 1999 г.





13.08.2018
Кем быть?
24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система