ПОИСК:

Статьи


Кризис отношений

Причиной многих наших бед является разрыв экономических связей со странами бывшего СССР. Это воспринимается уже как аксиома. На разрыв связей ссылаются ученые и политики, аргументируя и даже оправдывая нынешнее кризисное состояние украинской экономики, обострение социальных проблем. Это и падение жизненного уровня граждан нашей страны, восемьдесят процентов которых живет за чертой минимальной жизнеобеспеченности, остановка или значительное сворачивание объемов промышленного производства на многих предприятиях, фактическое умирание целых отраслей экономики, определяющих национальную независимость и экономическую безопасность нашего государства. Разрыв прежних хозяйственных связей, помноженный на ошибки и непоследовательность в проведении реформ, привел к падению, по сравнению с 1990 годом, ВВП почти на 75 процентов. Однако назвать причину - не значит ее устранить.

На мой взгляд, следует разобраться: насколько объективным был процесс «разрыва связей». Становление любого независимого государства сопряжено с глубокой структурной перестройкой хозяйственного механизма, что не может не привести к дисбалансу, пусть и непродолжительному, в существовавших прежде хозяйственных связей. И это явление объектное, о чем свидетельствует «вовлеченность» в процесс разрушения единого народнохозяйственного комплекса бывшего Союза практически всех его республик.

Однако я считаю, явление это, особенно применительно к Украине, в большей части все же субъективное, чем объективное. В разрыве хозяйственных связей Украины с Россией не последнюю роль сыграли политические конъюнктурные соображения, национальная эйфория первых лет независимости и националистическая романтика.

Вспомним для примера сравнительно недавний период провозглашения независимости Украины. Практически во всех газетах, публичных выступлениях политиков из среды национал-демократов шансы Украины на быстрый экономический рост рассматривались как наиболее предпочтительные среди стран-членов СНГ. Сознание рядового украинца буквально захлестнула волна утешительной статистики. Нам говорили о том, что Украина на момент распада Союза, «занимая лишь 2,7 процента его территории и имея 18 процентов населения империи», производила 25 процентов консервированных продуктов, столько же - мяса, пшеницы и картофеля, 33 процента всех овощей, 4,1 процент цветных телевизоров, 51 - сахара, 50 - подсолнечника. А, скажем, тепловозов и вовсе 96 процентов.

Статистика, конечно, была верной. Только все дело в том, что сколько ни говори о процентном соотношении производства сахара, чай в стакане от этого слаще не станет.

Надежды романтически настроенных национал-демократов, как и расчеты обыкновенных политических циников, на изоляционизм как основу экономического процветания, высшее проявление патриотизма, не оправдались. Развал экономики - закономерное следствие такого политического курса.

Печально, но и сегодня многие политические деятели недооценивают значение экономической интеграции с Россией, что пагубно отражается на состоянии и перспективах нашей экономики. Фактически уже не производятся, например, тепловозы на знаменитом ранее ПО «Лугансктепловоз», где когда-то работал чуть ли не каждый четвертый трудоспособный житель областного центра, а сегодня готовы производить хоть грабли.

Когда мне говорят, что разрыв экономических связей с Россией был таким же объективным явлением, как землетрясение, я в это не верю. Виноваты в том, что сложилась кризисная ситуация, и первые руководители страны, в том числе часто меняющиеся премьеры, и парламентарии всех созывов Верховной Рады, и романтики из среды национал-демократов. Кто из них в свое время мог, например, подумать, что такая традиционно «сахарная» страна, как Украина, производившая до 90-х годов около пяти миллионов тонн сахара в год, при собственной потребности чуть больше одного миллиона тонн, не сможет пробиться с ним на рынки России? В то же время, в 2000 году производство сахара упало на десять процентов, а потребность в нем только для кондитерских изделий возросла на 30 процентов. Вот и приходится правительству в 2001 году увеличивать импорт тростникового сахара-сырца до 400-450 тыс. тонн. Надежды на самоизоляцию, упования на то, что, мол, «и сами проживем», не оправдались. Не прожили, а просуществовали все эти десять лет кое-как, сворачивая объемы производства, поглядывая в западный толстый бумажник, из которого время от времени получали кое-какую помощь. Политическая элита Украины еще не осознала, что экономическое благополучие страны может держаться на тесных связях с другими странами, интеграцией с Россией, мне трудно представить США богатыми, но не интегрированными с мировым сообществом.

Вместе с этим следует признать, что значительная часть проблем в разрыве связей ложится и на Россию. Ее руководство не имеет практических предложений по налаживанию экономических отношений. Тезис свободного перемещения труда и капитала не получает поддержки ни в России, ни в Украине. Российские же руководители по мелочам в обиде на Украину.

Ориентация на экономическую интеграцию с Россией определяется целым комплексом факторов глобального, регионального и национального характера. Все большее значение приобретает и процесс создания региональных рынков союзов. Опыт послевоенного экономического развития стран Европы явил миру пример такого динамично развивающегося экономического сообщества, каким является Европейский Союз. Снимают таможенные барьеры на пути к экономической интеграции члены Андской группы государств в Южной Америке, ряд стран Африки.

Что же касается государств бывшего СССР, входящих в СНГ, то здесь также идет процесс их дифференцирования по групповым интересам. Объединились в межрегиональное сообщество Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова (ГУУАМ).

Эта группа государств активно поддерживается Соединенными Штатами Америки и, по сути, нацелена на сдерживание развития экономических отношений между Украиной и Россией.

В столице Казахстана Астане президенты России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана подписали договор о создании на базе Таможенного союза новой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕЭС), задачей которого является обретение статуса, подобного Европейскому Союзу. По замыслу ее создателей, новая организация будет наделена функциями, связанными с формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политики, с определением экспортно-импортных тарифов и цен, что может облегчить совместное вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию. Не исключена в перспективе и единая валюта.

Сегодня можно сказать, что ГУУАМ, в отличие от ЕЭС, имеет чисто декоративное значение. Интеграция Украины и России в экономической сфере является отражением современных тенденций в предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, к этим тенденциям, помимо гибкой и современной адаптации предприятий к конъюнктуре внутреннего рынка, относится и кооперация экономик национальных государств, и поиск новых рынков сбыта товарной продукции. Отсутствие новых рынков сбыта, потеря кооперационных связей с традиционными российскими экономическими партнерами имеет и социальное измерение. Так, например, в Луганской области рост безработицы, несвоевременные выплаты зарплат, пенсий обусловлены в значительной мере сокращением объемов производства на предприятиях, ориентированных на российский рынок.

В пользу тесных интеграционных связей экономик Украины и России говорит и географическое соседство двух государств, и общность исторических судеб обоих братских народов, и однотипность устаревшей, по сравнению с лучшими мировыми образцами, технологической базы производства, что делает продукцию российских и украинских предприятий неконкурентоспособной на рынках европейских стран.

Основной упор в экономической интеграции должен быть сделан на налаживание взаимовыгодных деловых связей на уровне предприятий и регионов, экономическом сотрудничестве приграничных областей. При этом задачей органов власти в развитии экономических интеграционных процессов между приграничными областями должно быть не административное вмешательство в деятельность предприятий, а создание благоприятного климата для субъектов хозяйственной деятельности в установлении тесного экономического сотрудничества в рамках межрегиональных договоров и соглашений.

Эффективность и полезность приграничного сотрудничества можно проиллюстрировать на примере деловых контактов Луганской области с рядом российских областей: Ростовской, Воронежской, Белгородской и другими областями и регионами. С этой целью руководителями Луганской облгосадминистрации и Луганского областного Совета организовывались соответствующие встречи представителей украинских и российских предприятий, во время которых были заключены соответствующие соглашения. По этим соглашениям на полях Ростовской, Воронежской и Белгородской областей используется сельскохозяйственная техника предприятий Луганщины, а убранное этой техникой зерно в полном объеме направляется для обеспечения потребностей населения Луганской области в хлебобулочной продукции и аграрного комплекса кормами для животноводства.

Следует сказать, что на характер и динамику развития российско-украинских внешнеэкономических связей влияет и ряд внутренних негативных факторов. Это неэффективность экономической политики государственных органов исполнительной власти Украины на уровне принятия управленческих решений. Как следствие, подавляющее большинство российско-украинских переговоров на правительственном уровне больше напоминает экстренное тушение пожароопасных проблем, чем заранее продуманный плодотворный диалог. Усложняющим фактором выступает и языковая проблема: неоднозначное отношение к русскому языку и его роли в духовном развитии украинского общества в различных регионах Украины.

Исторически перспективной для Украины интеграция с Россией будет лишь тогда, когда она будет носить равноправный взаимовыгодный характер. Выгодна ли Украине транспортировка российского газа через ее территорию в страны Западной Европы? Безусловно. При общей потребности в газе в объеме 80 млрд. куб. метров 30 млрд. куб. метров мы получаем в счет стоимости его транспортировки через нашу территорию по экспортным газопроводам. А это более чем треть годовых потребностей Украины.

Интегрирование с нашим ближайшим соседом - Россией не означает создание единого государства, утрату Украиной своей независимости. Речь идет о тесном экономическом союзе двух суверенных государств, об устранении таможенных барьеров, о свободном перемещении товаров, капитала, трудовых ресурсов, легальной, а не подпольной работе наших соотечественников в России. Общая экономика приведет и к оздоровлению финансовой ситуации, банковской системы, к устранению болезненного вопроса гражданства. Это же касается проблемы долгов Украины перед Россией, что ставит, по мнению противников интеграции, Россию в более выгодное положение. Но ведь есть не только долги Украины, есть взаимные долги, которые в рамках единого экономического пространства могут быть реструктуризированы с наименьшими потерями для обоих государств. Пока же мы на самом высоком уровне выясняем, сколько Украина должна за нефть и газ, кто в нашей стране должен взять на себя ответственность за «энергодолги» - коммерческие структуры или госбюджет? Россия же обсуждает возможность поставок газа в Европу в обход Украины через Белоруссию, Польшу и Словакию.

В конце концов, мы придем к тому, что признаем равноправность образования, в какой бы стране оно ни было получено. Положительным результатом оздоровления базисных институтов будут и изменения в сфере надстроечных явлений. Ведь между Украиной и Россией практически нет языковых барьеров, во многом общая история и единая духовная основа - православное вероисповедание.

Отгородиться непроницаемым щитом от ближайшего соседа не только непозволительно, но и объективно невозможно. Кого может устроить ситуация, когда на границе украинского гражданина таможенники всерьез спрашивают: «Пальто, лежащее у вас в машине, вы носите сами или везете с целью продажи?» Что уж тогда говорить об эшелонах с товарами. А ведь мы могли бы не только свободно обмениваться готовой продукцией, но и совместно производить ее, поставлять во многие страны. Украина должна сделать первый шаг к сближению наших экономик, выступить инициатором широкого интеграционного процесса. Пока Украина раздумывает, тот же Запад имеет дело с Россией. И если мы в очередной раз упустим время, то в обход страны пойдут не только газопроводы, но и весь экономический мировой процесс.

Н. Песоцкий

Луганская правда, № 7, 20 января 2001 г.





24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
01.10.2016
РАСКОЛ
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система