ПОИСК:

Статьи


Кризис остановит земельная реформа

или послесловие к «горячему» августу 1998 г.

Если долго говорить о том, чего нет, то можно внушить аудитории, что предмет разговора действительно существует. Этот беспроигрышный механизм сработал и в теме «реформирования экономики». Утвердительные интонации настолько насыщены, что даже искушенный слушатель верит: в нашей стране идет активная экономическая реформа. Что ж, словоблудам за умение «пятерка». И это единственный положительный результат, потому что наши реформы и словесное сотрясание воздуха вокруг них – эклектика в чистом виде.

К настоящему реформированию Украина еще не приступила. Чрезмерно затянувшийся пролог кризисного действа упорно отодвигает кульминацию. Сцены пролога единообразны. Почти двухгодичное затишье сменилось кризисом. Нет, не кризисом, он не прекращался, а его серьезным рецидивом.

С первых чисел августа все занятые в финансовой, производственной сфере, торговле чувствовали: вот-вот рванет. Рывок доллара и стремительную потерю веса национальной валюты большинство экономистов связывают с проблемной ситуацией в России. Если это так, тогда почему российские проблемы (курс доллара к рублю был 1:8, теперь – 1:24) никак не отразились на экономике стран Балтии, Польши, Венгрии, Словакии – государств экономически еще не очень крепких, а только находящихся на пути в «светлое капиталистическое будущее»?

Да потому, что там действительно идет реформирование - глубокое, последовательное, подтягивающее экономику к модели экономики Западной Европы. Отсталая Греция входит в Европейское Экономическое Сообщество, Португалия укрепляет позиции и наращивает валютные запасы. Только этих двух примеров достаточно, чтобы доказать: хороша модель и к тому же выгодно отличается от подобных, действующих в США и Канаде. В ней разные формы собственности отлично уживаются и взаимодействуют в едином законодательном пространстве. Что очень важно: экономика социализирована. В бюджете статьи расходов на социальные нужды имеют большой удельный вес.

Создать экономическую модель по аналогии с Чехией, Словакией, Польшей, странами Балтии – вот задача Украины. Это единственный путь, который способен гарантировать стабильность в обществе и ликвидировать нищету. Преодолима ли такая задача в ближайшие годы? Однозначно не ответишь. Ведь некоторые меры, предпринимаемые в последнее время Президентом, его указы и вносимые им законы, позволяют говорить хоть и о вялом, недостаточном, но реформировании. Закон Украины «О дерегуляции предпринимательской деятельности» впервые поставил предпринимательство под защиту от проверяющих органов. Закон регламентирует частоту и количество проверок. В нем есть и положение о фиксированном налоге с предпринимателей.

Что ж, поставим здесь плюс и остановимся, потому что продолжать поиски позитива в нашей налоговой политике – занятие неблагодарное. Производство свернуто, потому как налоговый пресс на предприятия давит все сильнее. Сейчас, казалось бы, затишье – налоги не возрастают. Но введен акциз на нефтепродукты. А это удорожание всего: процесса производства, перевозок, услуг. Ошибка очевидна!

Поиски источников наполнения бюджета и просчеты в их нахождении истощают источники воспроизводства предприятий. Леонид Кучма, давший обещание снизить налоги и активизировать производство, становится перед необходимостью принимать сиюминутные решения и все-таки вводит новые налоги. В результате – ужесточающийся дефицит действующих предприятий (если взять Луганскую область, то в ней на сегодняшний день «живых» насчитывается 6-7), резкий спад предпринимательской активности. Средний бизнес почти уничтожен. Все меньше людей хотят заниматься предпринимательством.

Количество средств, недополучаемых бюджетом, растет, а количество источников его наполнения уменьшается, в то же время потуги, направленные на смягчение бюджетного дефицита, заставляют Президента и правительство делать шаги еще более сужающие поле, на котором можно «скашивать» необходимые средства. Тупик.

Средством некоторого смягчения ситуации избран кредит Международного валютного фонда. Кредитование – это, безусловно, вариант, но избегать и дальше радикального переустройства внутрихозяйственного механизма Украина больше не может. Возьмем Польшу. Она тоже получила кредиты. Однако решающей роли в преодолении экономического кризиса они, конечно, не сыграли да и сыграть не могли. Положительные результаты стали отмечаться только с введением частной собственности на землю и последовавшего за этим снижения налогов.

Экономика – это не только средства производства и умелое или неумелое их использование, это еще и мораль. Украина избирает капиталистический путь развития, а мораль все еще остается социалистической. Результаты такого дисбаланса отрицательно сказываются в первую очередь на приемах бюджетной политики государства. Ведь мы по-прежнему стремимся распределять! Переиначиваем, сокращаем, перебрасываем со статьи на статью, но ведь не деньги, а цифры! Распределить то, чего нет, нельзя. Сокращение бюджета-98, вызванное требованием Международного валютного фонда (а секвестирование бюджета, согласно Указу Президента, особенно болезненно должно проявиться в части расходов на социальные нужды) – шаг непопулярный, но вынужденный и необходимый. Хотя и здесь вектором должна служить приоритетность.

Правительство обязано сделать вывод, что для нашей экономики является приоритетными отраслями, а это должно в свою очередь найти отражение на подходе к сокращению. Необходимо сокращать расходы армии, МВД, СБУ (а в проекте они возрастают), урезать надо и финансирование бюджетной сферы: за последние пять лет рабочие места создавались не для работников промышленных предприятий, а в основном для госслужащих (я отношу к этой категории всех, кто получает зарплату из бюджета). Отдавать деньги некому, зато все больше тех, кто их получает.

К чему мы пришли? К необходимости экстренного и верного определения приоритетных отраслей и проведения радикальных экономических реформ. Приоритетными отраслями в экономике Украины должны стать сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, машиностроение и приборостроение (в т. ч. высокотехнологическое). Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность минимум на тридцать лет должны получить право на льготное налогообложение по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. А основная реформа, необходимая нам, - земельная. Земля должна стать собственностью крестьян и раздавать ее следует бесплатно. Мне могут возразить: а паевание? Паевание – это все та же эклектика, она не вводит института частной собственности и не решает вопроса нахождения хозяина земли. Если земля по-прежнему будет принадлежать государству, то и промышленность хорошо работать не станет, и необходимая стране мощная прослойка среднего класса не создастся. О каком улучшении жизни тогда можно будет говорить?

В очередной раз в разговоре с моими избирателями я задаю вопрос: что такое частная собственность на землю? Это постоянное инвестирование в экономику сельского хозяйства за счет залога земли в земельных банках. Село заработает только тогда, когда оно начнет получать не мизерные урожаи зерновых, а такие как в Канаде и США, когда у крестьянина будет, что заложить. Кредиты даются только под основательные вещи. Частная собственность на землю увеличит количество товара в стране в среднем в 20 раз.

К сожалению, утверждение о том, что земля должна стать товаром, неприемлемо для большей части населения и большинства народных депутатов Украины. Верховная Рада – это проекция общества, его взглядов и настроений, проявляющихся и в законодательном органе страны. Устоявшееся мнение изменить трудно. Но пора прислушаться к ведущему аргументу: гривна не может укрепиться до тех пор, пока под ней не будет достаточного товарного запаса. Это же аксиома. Если в США отменить частную собственность на землю, доллар сразу сдаст свои позиции. Ведь он только на 20 процентов обеспечен производимым товаром, а на 80 – землей.

Вот мы и вернулись к разговору об определении причин сегодняшнего кризиса. Нет, он не резонанс российских проблем. Источник сегодняшней беды кроется в самой Украине. В России необходимого реформирования нет (в первую очередь земельного), нет его и у нас. Гривна «падает». И народ, и исполнительная власть ищут виновника, козла отпущения, кивая на Верховную Раду. Но ведь новый состав Рады работает недолго. И так как Президент накануне выборов может побояться принимать кардинальные решения, остается единственная ветвь власти, которая, трезво оценив ситуацию, может и должна сделать решительный шаг. Откладывать его нельзя. Прогноз однозначен: международная финансовая помощь поможет смягчить сегодняшний кризис. А через несколько лет платежи начнут поджимать и тогда – новый виток кризиса, еще большее падение национальной валюты. Достаточно и того, как будет выглядеть соотношение доллара и гривны к концу текущего года. Прогнозируемый курс 1:6.

Еще несколько слов о поиске сиюминутных решений и их вреде. Сейчас идут разговоры о необходимости отгородиться от «падающей на бок» России. Хотя, впрочем, это и не является мнением экономистов-профессионалов. Не отгораживаться, а продолжать налаживание и развитие связей! Необходимо добиваться свободной торговли между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, свободного перемещения через границы, следует пересмотреть положение о декларировании товара.

Это задача на сегодня. На завтра – энергичное проведение земельной реформы. Впрочем, нет, и это – задача дня сегодняшнего.

Н. Песоцкий

Ракурс, № 38, 23 сентября 1998 г.





24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
01.10.2016
РАСКОЛ
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система