ПОИСК:

Статьи


Последний Президент

На фоне всеобъемлющего кризиса истекают прежние полномочия главы государства. Со вступлением в силу положений политической реформы Виктор Юшенко становится последним Президентом Украины, обладающим всеми властными возможностями своих предшественников.

Предчувствие беды всегда страшнее, чем сама беда. Но наша беда всё же оказалась страшнее ожиданий. О том, что после прихода новой власти будет плохо, знали многие. Но что плохо настолько... Проблемы, накопившиеся за девять месяцев, переросли, наконец, в один масштабный кризис, полностью накрывший страну с населением в сорок восемь миллионов человек.

Кризис экономики

Прежде всего, в таком плачевном состоянии давно не находилась экономика. Стремительно сокращаются объемы стратегического для Украины производства - металлургического. Такая же ситуация в нефтепереработке и во многих других отраслях. Нет никаких предпосылок для развития машиностроения и разработки высоких технологии.

Катастрофическими можно назвать показатели внешнеэкономической деятельности. Если темпы роста экспорта товаров сократились почти на 8 процентов, то импорт возрос на неполные 25. За семь месяцев этого года позитивное сальдо в торговле товарами составляло всего 118 миллионов долларов, в то время как в прошлом году – 2,5 миллиарда! Проще говоря, Украина теряет как внешние рынки сбыта, куда её не пускают, так и внутренние, активно занимаемые иностранными товаропроизводителями.

По сравнению с прошлым годом в три раза снизились объёмы прямых зарубежных инвестиций.

Что касается «существенного» повышения заработной платы, то на поверку это оказалось не более чем популистской мерой. Как отмечают государственные органы статистики, «темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) ключевых отраслей значительно отстают от темпов роста доходов и заработной платы». Достаточно сказать, что впервые за последние шесть лет в Украине зафиксировано не периодическое, а стойкое, от месяца к месяцу, снижение ВВП. Говоря общедоступным языком, «повышенные» доходы населения не обеспечены экономически, а значит, прошлогоднее сокращение долгов по зарплатам неизбежно сменятся наращиванием новых задолженностей. Высокие социальные выплаты не подкреплены слабыми возможностями бюджета.

Иностранные инвесторы напуганы реприватизационными шараханьями и диким переделом собственности в Украине.

На бензиновый, мясной и сахарный кризисы накладывается кризис-государственных сельскохозяйственных закупок. В 2004 году государство помогло своему сельхозпроизводителю, закупив более 3 миллионов тонн зерна (по цене 800 гривен за тонну пшеницы 3 класса) и более 200 тысяч тонн сахара. Так поддерживались приемлемые для производителя цены. В этом году практически не закупалось зерно, сахар, сливочное масло.

Впервые за 15 лет государство самоустранилось от участия в организации осенне-полевых работ. Их объём по сравнению с прошлым годом сократился в три раза. Сегодня селяне не имеют средств на приобретение дорогостоящего бензина и дизельного топлива.

Рядовому гражданину не надо быть постоянным читателем сводок Госкомстата, чтобы сделать свой собственный вывод о состоянии дел в экономике. Для этого достаточно прийти в магазин и на рынок. Цены на потребительские товары, прежде всего - на продукты питания, за последнее время выросли в два раза. В ближайшей перспективе Украине угрожает газовый кризис, особенно опасный в зимнее время. Следовательно, впереди и новый скачок цен на промышленные и продовольственные товары и коммунальные услуги.

Кризис межгосударственных отношений

На международной арене Украина потеряла даже те слабые позиции, которые имела при предыдущем руководстве. Иллюзорное сближение с Западом на самом деле не дало ожидаемых результатов. До вступления в ЕС, как и в НАТО и ВТО, Украине всё так же далеко. Более того, эти перспективы отодвинулись в связи с тяжёлым отрезвлением благополучной Европы после последнего беспрецедентного расширения Евросоюза. Цеплять себе на шею ещё одну тяжёлую гирю - Украину - партнёры по ЕС не собираются. Можно уверенно сказать, что членства в Европейском союзе нам не видать, по крайней мере, пятьдесят лет.

В Европу мы не успели, а в Единое экономическое пространство, формируемое на базе бывших республик СССР, вполне можем опоздать, ведь процессы интеграции, даже не формализованные, объективно набирают темпы. Пока Украина выкручивала себе шею, поворачиваясь «лицом к Западу», на просторах СНГ без нас делили рынки сбыта и договаривались о взаимовыгодном сотрудничестве. И кое о чём договорились. Пройдёт ещё совсем немного времени и Украина придет в Единое экономическое пространство к шапочному разбору. Например, белорусский лидер Александр Лукашенко уже заявил, что намерен ограничить закупки украинской металлопродукции, ведь с Россией в этой ситуации ему торговать выгоднее. Малопродуктивным становится экономическое сотрудничество со странами СНГ, так как Украина уходит с их рынков.

Может, единственным экспортным продуктом Украины останется широко разрекламированная «оранжевая революция»? Да только и это сейчас невозможно. Кому, скажите, захочется иметь такие же последствия революции, как в Украине?

Похоже, сегодня дипломатических амбиций значительно поубавилось. А как всё начиналось! Ноты украинского МИДа из-за «нарушений демократических норм» в Кыргызстане. Эйфория по поводу заявления «Повестка нового века для украинско-американского стратегического партнёрства». Именно после подписания этого соглашения наметился кризис отношений с Россией и Беларусью, разразился дипломатический скандал с Кубой, которая многие годы бескорыстно лечила наших детей-чернобыльцев и получила в благодарность намерение украинского руководства устанавливать в этой стране «демократические стандарты».

Дипломатический ренессанс не состоялся. Украине уже не до почётной роли «регионального лидера», которую многообещающе прочили ей Соединённые Штаты. Утверждаться за рубежом некогда, власть всё глубже погружается во внутренние проблемы, затягивая в них всё общество.

Выскажу своё твёрдое убеждение: Украина не может играть роль регионального лидера хотя бы потому, что сейчас ей это не по карману.

Кризис управления

Практически все возникшие в Украине проблемы имеют субъективную природу. Новым политическим и хозяйственным менеджерам о державе думать было недосуг, они сосредоточились на воплощении своих личных карьерных и финансовых планов. Да и это, признаемся откровенно, получилось у них далеко не блестяще.

Новая власть не только не смогла поднять уровень управления страной на качественно иной уровень, но оказалась не способной сохранить хотя бы уровень прежний. Увольнение более 20 тысяч чиновников оторвало Украине управленческую голову. Многие из выброшенных на улицу (особенно -представители среднего руководящего звена) умели работать. Они были готовы не только добросовестно служить в структурах новой власти, но и голосовали за Виктора Ющенко. Даже в прежней администрации Леонида Кучмы таких было очень много. Сейчас все эти люди в оппозиции или в числе преследуемых. Новых эффективных управленцев нет. В этом беда украинского общества, которое расплачивается за неумение власти организовать эффективную работу.

Как оказалось, «любі друзі» Виктора Андреевича из его ближайшего, родного окружения особо шефа не жаловали, да и друг на друга всё это время точили ножи и ждали удобного случая, чтобы пустить их в ход. Такой момент настал, и «крепкая команда» с громким треском развалилась.

Политический кризис

Едиными не стати ни власть, ни общество, ни, тем более, не слились в единое целое власть и общество. Политические интриги взяли верх над государственными интересами. Ежедневно шла ожесточённая борьба за получение наибольших властных полномочий. Не стихали споры о том, кто именно держит в своих руках рычаги влияния на президента. Власть раскололась очень быстро. Что касается общества, то оно раскололось ещё раньше, до окончания президентских выборов 2004 года.

Сегодня уже практически невозможно исправить ситуацию. Оппозиция получает всё больше козырей, политический кризис усугубляется. Масла в огонь подлило и устранение от власти Юлии Тимошенко. Это усилило оппозиционные настроения в обществе, которые стали преобладающими.

Общественный и культурный кризис

В обществе потеряны основные ориентиры. Не оправдало себя ни прежнее, кучмовское, ни нынешнее руководство. Фактически только с появлением в рядах оппозиции Юлии Тимошенко возникает вероятность формирования третьей силы и установления её власти.

До сих пор никто на высших уровнях законодательной и исполнительной власти не сформулировал, что такое национальная идея. Нет ни этого, ни каких либо иных чётко обозначенных консолидирующих факторов. Зато есть множество факторов дестабилизирующих и разъединяющих.

Взаимные обвинения власть имущих в предательстве «идеалов революции», массовый пессимизм и неверие не создают предпосылок для развития цивилизованного гражданского общества.

К новому, более серьёзному и глубокому расколу, ведёт активизация усилий по созданию так называемой единой Поместной православной церкви. Мы стоим на пороге межконфессиональных войн. Ситуация усугубляется тем, что в Украине может в любой момент проявиться так называемый исламский фактор. Процесс возвращения на историческую родину крымско-татарского народа сопровождается серьёзными трудностями и острыми конфликтами. Усиливается массовое недовольство крымских татар несправедливым землеотведением. В этой сфере коррупция превзошла все рекордные показатели. Если «взорвётся» Крым, «взорвётся» и вся Украина. И тогда времена Кучмы покажутся нам верхом благополучия и стабильности.

Прослеживается угроза культурной изоляции. На фоне отсутствия чётко разработанной долговременной программы охраны и развития национального культурного наследия прежний Минкульт взял курс на «вылавливание» из национальной среды русскоговорящих творческих деятелей.

Обманутой в своих ожиданиях оказалась самая активная и одна из наиболее уязвимых категорий населения - молодёжь. Студенты и школьники, замерзавшие в палатках на Майдане, убедились, что по их головам во властные кресла забрались люди, превосходящие по цинизму предыдущую кучмовскую команду. При этом молодёжи предлагают факультативный курс изучения истории «помаранчевой революции», что может вызывать если не озлобление, то уж абсолютно определённо - злую иронию.

Тотальный общественный кризис подорвал устои власти, которая и была виновником этого кризиса. Круг замкнулся, возникла революционная ситуация. Для ее перехода в стадию собственно революции необходимы два условия: наличие умелого организатора и деньги. История, в том числе и новейшая украинская, свидетельствует, что и то, и другое обязательно появится. Организаторы, вполне вероятно, выйдут из среды ныне оппозиционной Юлии Тимошенко. А деньги найдутся, в этом не стоит сомневаться.

Кризис власти президента

За всё время после инаугурации нового президента не было принято ни одного сильного управленческого решения. Вместо этого – рассуждения о «высокой морали» и «единой команде», призывы «протянуть друг другу руку дружбы».

Правда, кое-кто усматривал силу президента в том, что он, наконец, распустил правительство. Но на отставку Кабмина Виктор Юшенко пошел только после громких обвинений президентской команды, прозвучавших из уст бывшего «яблочника» Михаила Бродского. После сенсационно скандальной пресс-конференции госсекретаря Александра Зинченко. После громкого удара кабминовской дверью Вице-премьер-министра Николая Томенко. Предупредить конфликт Виктор Ющенко не смог. И в этом аналитики усматривают его слабость. Как и в подписании меморандума с. Виктором Януковичем в обмен на согласие фракции «регионалов» проголосовать в Верховной Раде за Юрия Еханурова - президентского кандидата на пост премьер-министра.

Несомненно, в итоге в очередной раз большую морально-политическую победу одержала Юлия Тимошенко, получившая возможность заявлять о сговоре Виктора Ющенко с «реакционными» силами Януковича и о «коварстве президента».

Социологические опросы показывают, что рейтинг Виктора Ющенко продолжает падать. На этом фоне все больше симпатий завоёвывает Юлия Тимошенко. Именно она со своей командой станет победительницей на предстоящих парламентских выборах. Уже сегодня можно говорить, что мы обречены на возвращение Юлии Тимошенко в большую власть. Вопрос только в её объёме. В одном из вариантов Юлия Владимировна снова «забирает» Кабмин. Это — как минимум.

Во втором варианте она возглавляет Верховную Раду, а Кабмин получает в придачу, «продвинув» своего человека на пост Премьер-министра, И тогда в стране устанавливается мягкий авторитарный режим Юлии Тимошенко. Реализация второго сценария возможна при условии, если она будет делать ставку на вступление в Единое экономическое пространство. Такое развитие событий представляется вполне реальным после сверх успешного визита украинского экс-премьера в Москву, Россия уже простила Юлии Тимошенко многое. А под лозунг «Даёшь ЕЭП!» простит всё.

Если Юлия Владимировна пойдет именно таким путем, то её руководство страной будет вполне успешным. Прежде всего, начнётся процесс восстановления рынков сбыта украинских товаров. А это, в свою очередь, станет хорошим стимулом для увеличения объёмов производства.

Что касается успеха на предстоящих парламентских выборах, то на него Юлия Тимошенко может рассчитывать вполне реально. Сегодня политологи не дают БЮТу меньше 20 процентов мест в будущем составе Верховной Рады. Впрочем, до конца возможности Юлии Владимировны ещё не оценены. Применяя разумную тактику (а это - отдельная тема для разговора), она может обеспечить себе в парламенте и порядка 40 процентов депутатских мандатов.

Николай ПЕСОЦКИЙ

сентябрь 2005 года





13.08.2018
Кем быть?
24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система