ПОИСК:

В СНГ


Доклад Председателя Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву Н.Ф. Песоцкого 25 мая 2004 г.

Уважаемые участники конференции!

Мы собрались здесь обсудить важнейшие аспекты деятельности государственных материальных резервов наших стран, наметить пути их дальнейшего развития и определить основные направления эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что именно материальные резервы во все времена и во всех государствах были реальными гарантами национальной безопасности, военной мощи, экономического благополучия и социальной стабильности.

Сегодня практически в каждой стране существуют институты, гарантирующие экономическую безопасность. Главное сходство – в их предназначении. Все они накапливают и хранят необходимые материальные ресурсы в мирное, благополучное время и приходят на помощь стране в периоды тяжелых испытаний.

Каждый из нас осознаёт ту чрезвычайно ответственную и высокую миссию, которую осуществляют государственные резервы. Не ошибусь, если назову нас в этом единомышленниками.

Мы едины не только в стремлении разрабатывать масштабные планы и реализовать их в будущем. Мы накрепко связаны и общим прошлым: в столицу Украины приехали представители стран, которые длительное время входили в состав одного государства.

В начале 90-х годов, с распадом СССР, у нас началась не только собственная летопись государственного строительства, но и своя история создания и становления государственных резервов.

Закономерно, что при этом выходцы из одной страны и из одной общественно-политической системы столкнулись и с одинаковыми трудностями. Думаю, что проблемы Украины того периода можно назвать и вашими проблемами.

Началось нерациональное, а во многих случаях и бесконтрольное использование ресурсов госрезерва, что привело, практически, к их истощению.

Стремительно росли долги перед Госрезервом Украины, разваливалась система ответственного хранения, которое сегодня с полным основанием можно назвать безответственным.

Безнадёжно устарела законодательная база, на которую в своей работе опирался Госкомрезерв.

Не шли на пользу многочисленные реорганизации отрасли. Создание и последующая ликвидация Государственного агентства, преобразование его в Государственный комитет – всё это занимало время, отбирало силы и отвлекало от выполнения основной задачи – накопления и хранения материальных резервов.

Не будет преувеличением сказать, что под прямой угрозой оказалась экономическая безопасность государства.

Новой, этапной точкой отсчёта стал Указ Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы от 7 августа 2001 года «О Государственном комитете Украины по государственному материальному резерву». Период безвременья и неопределённости окончился. Сегодня я с удовлетворением могу констатировать, что деятельность Госкомрезерва непосредственно курируется Главой государства и находится в центре внимания Правительства, Верховной Рады, Совета национальной безопасности и обороны. Показательно, что это не только контроль, но, прежде всего, и реальная, ощутимая помощь. Совсем недавно, в феврале этого года, Президент Украины провел расширенное совещание, на котором вырабатывались конкретные решения, направленные на развитие системы материального резерва страны.

Речь шла и о том, что мы пережили чрезвычайно тяжёлый, кризисный период своего развития. И ещё раз убедились, что не имеем права замыкаться в рамках лишь одного государства, если действительно стремимся обеспечить национальную безопасность, социальный мир и благополучие своих граждан.

Наши народы избрали путь самостоятельного развития. Но мы пойдём по нему тем увереннее, чем прилежнее станем учиться друг у друга, чем активнее будем друг другу помогать, взаимовыгодно торговать.

Тот сложный период, который, к сожалению, характеризовался нарушением, а то и разрушением хозяйственных связей, никому из нас не пошёл на пользу. Сегодня мы получили шанс исправить ошибки прошлого. Пусть это не покажется высокопарной фразой, но этот шанс нам даёт история, и мы не имеем права его проигнорировать. Мы нуждаемся в новом знакомстве друг с другом, в расширении форм сотрудничества, в активизации и развитии зарождающихся связей.

Сегодня Украина имеет честь не только принимать у себя участников такого представительного форума, но и, по моему глубокому убеждению, даёт все основания рассчитывать на самое серьёзное отношение со стороны стран-партнёров.

Госрезерв Украины за 13 прошедших лет не просто состоялся организационно, он значительно расширил и укрепил свои позиции.

Удалось создать основную нормативно-законодательную базу, которая заметно усовершенствовалась за последние полтора года.

Мы разработали и в 2003 году утвердили основополагающий документ – Концепцию развития. В соответствии с её положениями, совершенствуется, прежде всего, структура управления системой государственного материального резерва.

Особое внимание уделяем модернизации материально-технической базы.

Хранение товарно-материальных ценностей мы сосредоточили на предприятиях нашего ведомства, что дает колоссальный экономический эффект.

Коренные изменения претерпела и система управления качеством продукции, закладываемой в резерв. Сейчас она многоуровневая, что позволяет утверждать: брак на хранение не попадёт.

Организована и на должный уровень поставлена служба военизированной охраны, которая в своё время практически пришла в упадок.

Считаю чрезвычайно важным ещё один аспект деятельности Госкомрезерва Украины. Каких бы производственных показателей мы не добились, они не будут сами по себе иметь положительного эффекта, если их результаты не почувствуют на себе работающие у нас люди. Именно поэтому в прошлом году мы создали отраслевой профсоюз, учредили свои награды и ведомственную символику, начали выпуск журнала «Ресурсы Державы».

Мы не отказываемся и от своих стратегических планов, о которых я хочу коротко сказать.

Я верю, что нам, в конце концов, удастся в корне изменить подходы к формированию государственных, в частности, мобилизационных резервов. Сейчас в их составе огромная часть морально и физически устаревших ресурсов. Думаю, каждый из присутствующих может привести подобные примеры по своему ведомству.

Одновременно мы активно работаем над тем, чтобы довести до нормативов уровень действительно необходимых, стратегически важных товарно-материальных ценностей.

Мы хотим накопить крупные запасы мяса в живом весе, то есть завести в своём хозяйстве большое поголовье скота.

Создается Государственное предприятие «Укрспецавтобаза» для перевозки товарно-материальных ценностей как при закладке, так и при их выпуске в продажу.

За год, прошедший после І Международной конференции, мы ещё раз убедились в том, что необходимо развивать многостороннее международное сотрудничество, налаживать отношения равноправного партнерства, учитывая и уважая национальные интересы друг друга.

Радует, что первые реальные шаги к этому уже сделаны.

В августе 2002 года по приглашению российской стороны делегация Госкомрезерва Украины побывала в Федеральном агентстве по государственным резервам Российской Федерации. Результатом этой поездки стало подписание Соглашения о сотрудничестве между российской и украинской сторонами.

Это был не просто важный акт двусторонних отношений. Думаю, со мной согласится Александр Андреевич Григорьев, если я скажу, что этот опыт будет полезен руководителям госрезервов всех наших стран.

Ни в коей мере не отрицая, а лишь приветствуя необходимость налаживания связей со многими странами Европы и мира, мы, по понятным причинам, отдаём приоритет сотрудничеству в рамках СНГ. Прежде всего, потому, что бывшие республики Советского Союза имели и единую систему госрезерва.

Наше партнёрство уникально в том смысле, что мы, с одной стороны, имеем очень много общего, а с другой – каждый из нас накопил свой собственный, индивидуальный опыт функционирования госрезервов в условиях независимости и готов этим опытом поделиться.

Это касается новых разработок в области хранения и обслуживания материальных ценностей, организации контроля качества товаров, схем взаимодействия с органами центральной государственной и местной власти, решения многих научно-производственных и социальных проблем.

Наша сфера, как и любая другая отрасль современного хозяйствования, не может оставаться застывшей и неизменной в быстро меняющемся, интегрирующемся мире.

Тот, кто надеется прожить в одиночку, никогда не достигнет успеха. Тот, кто утверждает, что «его хата с краю», действительно оказывается крайним и попадает в арьергард. Нам с вами нужны авангардные позиции. Их необходимо занять, организовав, прежде всего, эффективное многостороннее сотрудничество.

Сегодня мы можем предложить друг другу многие материальные ценности на выгодных условиях, отказавшись от услуг посредников. Скажем, хлопок выращивают лишь в южных республиках, производство мясных консервов традиционно для Украины, некоторые виды минеральных ресурсов есть только в России или Армении. Реалии подтверждают: непозволительно быть настолько расточительными, чтобы себе в убыток приобретать и содержать всю без исключения номенклатуру товарно-материальных ценностей. А при хорошо налаженном многостороннем сотрудничестве, подкреплённом соответствующей законодательной базой, мы могли бы иметь гарантии, что в случае возникновения особого положения, стихийного бедствия, чрезвычайных ситуаций на помощь всегда придут наши надёжные партнёры.

Ярким примером этому стала острая ситуация на продовольственном рынке Украины в 2003 году в связи с неурожаем зерновых. Тогда в рамках межправительственных договоров к нам поступило зерно из России. Во многом именно благодаря этому мы быстро справились с возникшими трудностями. Уверен, их можно будет избежать и в дальнейшем, если мы станем действовать слаженно.

Впрочем, 2003 год стал, скорее, исключением из правила. Ведь Украина потенциально способна вырастить рекордные урожаи, она уже сейчас производит в больших объёмах многие виды высококачественных продуктов питания. Вместе определяя рынки их сбыта, мы обязательно нашли бы общий интерес. Точно также и Украина могла бы быть полезной своим партнёрам, на взаимовыгодных условиях закупая их продукцию.

Как говорят, не хлебом единым. Украина готова также предложить реализацию индия и гафния металлического, порошка циркония, тантала (порошка и катаной ленты), германия и других материалов.

Украинская резервная система располагает стратегическими возможностями во многих отраслях. Предметом обсуждения в создаваемом сейчас Межгосударственном совете могли бы стать наши конкретные предложения.

Мы можем предоставить оборудованные и подготовленные хранилища для светлых нефтепродуктов, произведенных в России или Азербайджане, для их реализации или транзита.

По нашему мнению, всем сторонам была бы интересна программа совместного хранения на складах материальных ценностей, которые предназначены для экспорта.

На комбинатах Госкомрезерва Украины отработаны современные технологии улавливания паров бензина. Мы можем предложить их нашим деловым партнёрам.

Предлагаем также сотрудничество в области методики и практики организации работы органов госрезервов стран СНГ.

Не только рационально, но и необходимо объединить усилия для создания оптимальной, то есть, максимально выгодной для системы нормативно-правовой базы с учётом условий каждого конкретного государства.

Прежде всего, действующее законодательство должно предусматривать целевое финансирование из государственного бюджета с целью развития системы государственных резервов страны. При этом такие расходы должны обязательно входить в перечень защищенных статей бюджета.

На наш взгляд, названные, а также возникающие позже и заслуживающие общего внимания планы, легче было бы осуществить, имея постоянно действующий исполнительный орган. Пользуясь случаем, предлагаю создать его в Киеве. Уверен, что затраты на его содержание окупятся ощутимыми результаты уже в ближайшем будущем.

У каждого из нас есть свои успехи. Многое уже сделано, ещё больше предстоит сделать. Давайте же объединим усилия и пройдём эту нелёгкую дорогу вместе.

Мы по-разному смотрим на некоторые события, даём разную оценку определенным фактам, и это естественно. Но у нас есть искреннее стремление изучать взаимные интересы и полнее их учитывать. Это стремление подкреплено политической волей руководства наших стран, готовностью наших правительств положить конец экономическому эгоизму и торговым войнам.

Пусть ещё одним шагом на пути к этой благородной цели станет наша конференция, на которой мы узнаем об опыте, достижениях и проблемах друг друга, услышим новые интересные предложения о сотрудничестве.

Пусть достигнутые нами соглашения помогают преодолеть всё ещё существующие барьеры.

Впереди у нас – новый этап деятельности. Сейчас назрела необходимость сделать следующий шаг – перейти от деклараций о намерениях, от проектов – к их непосредственной реализации. Несомненно, что принцип «сказано – сделано», должен стать основополагающим в наших многосторонних отношениях.

Этим принципом мы должны руководствоваться и оценивая итоги деятельности Консультативного совета за истекший год, и составляя планы на будущее. Я предлагаю дать удовлетворительную оценку работе Консультативного совета.

Мы обогатились новым опытом для осмысления сущности наших отношений, для осознания того, что называется стратегическим партнерством. Пришло время придать ему реальные черты и извлечь из этого пользу для наших стран и народов.





24.08.2017
КЕМ БЫТЬ?
01.10.2016
РАСКОЛ
 
Copyright © 2004-2005
Н.Ф. Песоцкий
Разработка © Reklama.LG.UA
Система © Sanitarium
Главная   ¤   Общественная деятельность
Выступления и интервью   ¤   Статьи   ¤   Книги
Открытый разговор   ¤   Ссылки
META - Украина. Украинская поисковая система